Архив новостей

Декабрь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как России стать технологическим лидером правовыми методами


(14 октября 2025 15:21 , ИА "Девон" )

В России следует на федеральном уровне обобщить правовые средства обеспечения технологического лидерства организаций ТЭК. Об этом говорится в статье профессора, доктора юридических наук, главного научного сотрудника Института проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана Розы САЛИЕВОЙ.

Статья была опубликована к конференции «Технологическое лидерство и устойчивое развитие: инновационные подходы и решения для будущего нефтегазовой отрасли» (Казань). Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

В числе национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года указано технологическое лидерство. Цель достижения технологического лидерства важна для российской экономики, поскольку направлена на решение задач экономического развития в перспективе.

Топливно-энергетический комплекс играет ведущую роль в экономике страны. В 2023 году отраслями ТЭК обеспечено поступление в бюджет 9,6 трлн. рублей, что составило треть поступивших средств.

Обеспечение технологического лидерства в топливно-энергетическом комплексе требует комплексного подхода, включающего правовые и организационные меры, направленные на стимулирование инноваций, повышение эффективности производства и развитие инфраструктуры.

Можно выделить основные направления правового обеспечения технологического развития и лидерства.

1.    Законодательная поддержка научных исследований и разработок. На законодательном уровне принят ряд нормативных правовых актов. Среди них можно отметить федеральные законы «О развитии технологических компаний в Российской Федерации»; «О технологической политике в Российской Федерации».

Кроме того, действует ряд подзаконных нормативных правовых актов. Например, Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 №538 «О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня».

В рамках стратегий разрабатываются планы действий, содержащие конкретные меры, направленные на технологическое развитие в энергетике. Например, акселератор «Индастрикс», организованный ПАО «Газпром нефть», объявил о начале приема заявок от разработчиков инновационных решений и технологий для топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

2) Охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности разработчиков инновационных решений, которая обеспечивается нормами гражданского законодательства. Данные документы предоставляют юридические основания для распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и предотвращают их несанкционированное использование.

3) Установление нормативов и стандартов, определяющих требования к экологической безопасности и энергоэффективности технологических процессов, и регулирование в сфере разработки и внедрения наилучших доступных технологий (НДТ).

Правовыми средствами, обеспечивающими внедрение НДТ, являются нормы специального законодательства об охране окружающей среды, о техническом регулировании, о промышленной политике.

При этом необходима согласованность норм специальных законов в области энергетики с законодательством об охране окружающей среды, о техническом регулировании, о промышленной политике, а также подзаконных нормативных правовых актов.

Связующим и основополагающим элементом, обеспечивающим единство и взаимосвязь нормативных правовых актов в сфере обеспечения внедрения наилучших доступных технологий, является общий принцип внедрения НДТ. Его необходимо закрепить на уровне специальных законов, регулирующих отношения в энергетической сфере.

По данным, содержащимся на сайте Бюро наилучших доступных технологий, на сегодняшний день приняты 53 информационно-технических справочника по НДТ в отраслях промышленности. В том числе, приняты Информационно-технические справочники в сфере энергетики.

4) Программы господдержки научных исследований и разработок в области энергетики. Такие программы в области энергетики подразумевают разработку важных документов и планов. Они обеспечат сосредоточение финансовых ресурсов, технических возможностей и профессиональных кадров для достижения целей в сфере минеральных ресурсов России.

Согласно Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года, планируется принять меры по усилению поисков и добычу редких и критически важных видов минерального сырья.

Принята госпрограмма энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Она направлена на стимулирование энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с ней выделяются гранты и субсидии на разработку новых устройств и систем, снижающих потребление энергии.

Во время заседания комитета Совета Федерации по экономической политике, посвящённом технологическому лидерству в нефтегазовом секторе, участники подчеркнули важность продолжения работ по замещению импорта 220 наименований высокотехнологичного оборудования.

Речь идёт о замене иностранного оборудования отечественными аналогами в таких направлениях, как геологическое изучение месторождений, наземная и морская добыча, переработка нефти и газа, нефтехимия, производство сжиженного природного газа (СПГ).

В рамках нацпроекта планируется разработать новые технологии и продукцию. Это обеспечит долю российского оборудования в ТЭК на уровне 90%. В сфере нефтепереработки и нефтегазохимии внедряют новые типы катализаторов и технологии глубокой переработки, что уменьшает зависимость от импорта.

Одновременно развивается новая система геологоразведки, основанная на искусственном интеллекте и концепции цифровых двойников. Это повысит точность и эффективность поиска месторождений.

К основным направлениям реализации организационных мер можно отнести:
1) Создание специализированных научно-технических центров, лабораторий, занимающихся разработкой и внедрением новых технологий. По поручению Правительства РФ в 2022 году для развития технологических разработок создаются центры компетенций в ключевых отраслях экономики.

В частности, создан Индустриальный центр компетенций «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» (ИЦК). Основная задача ИЦК – обеспечить полный переход нефтегазовой и нефтехимической отраслей на российские индустриальные решения. В состав Индустриального центра компетенций вошли крупнейшие отраслевые компании.

Прим. «Информ-Девон»:
ИЦК были созданы в 2022 году по инициативе премьер-министра РФ Михаила МИШУСТИНА. Это консорциумы индустриальных заказчиков и IT-компаний, разрабатывающие отечественные софтверные (программные) продукты на замену иностранным.

В рамках ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» было выбрано 12 направлений - от геологоразведки до сбыта продукции. Больше всего проектов одобрено для создания систем геологического моделирования, обработки и интеграции геолого-геофизической информации, а также проектирования разработки и обустройства месторождения нефти и газа.


2) Формирование кластеров, в которых участвуют организации ТЭК, исследовательские организации и образовательные учреждения по отдельным направлениям. Так, ведущие компании учредили автономную некоммерческую организацию «Консорциум технологической независимости индустриального программного обеспечения».

Кластеры в ТЭК России способствуют консолидации усилий компаний, научных учреждений и образовательных организаций для достижения синергетического эффекта и решения стратегических задач.

3) Совместные проекты государства и организаций ТЭК, направленные на реализацию крупных инфраструктурных проектов и внедрение инновационных технологий на основе государственно-частного партнерства (ГЧП); развития системы профессионального образования и переподготовки специалистов, соответствующих современным требованиям отрасли.

Например, представлена концепция, предусматривающая разработку полноценного цифрового аналога отрасли. Такая система позволит анализировать производственные процессы и принимать оптимальные управленческие решения на государственном уровне.

Современная ситуация требует постоянной адаптации и обновления данных механизмов для поддержания конкурентоспособности и устойчивости отрасли в условиях стремительно меняющегося мира.

Одним из возможных решений может быть разработка и принятие на уровне федерального правительства Программы «Правовые средства обеспечения технологического лидерства организаций топливно-энергетического комплекса».

В нее целесообразно включить основные правовые и организационные принципы регулирования в целях обеспечения технологического лидерства организаций ТЭК, а также основные правовые и организационные меры по отраслям.

Программа могла бы обеспечить комплексное регулирование и создание оптимального механизма обеспечения технологического лидерства и сформировать систему правовых мер. Все это даст России возможность стать научно-технологическим лидерством.

ИА «Девон» в 2019 году: НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ НУЖЕН ЧЕТКИЙ ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕСУРСОВ.
Для этого нужно внести ряд изменений в закон «О недрах» и создавать научные полигоны – Роза Салиева.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Салиева Роза Наильевна, закон, Татарстанский нефтегазохимический форум

 

к следующей новости раздела

16 октября 2025

ФНС предъявила экс-главе подрядчика Нижнекамскнефтехима на 3 млрд рублей

к предыдущей новости раздела

14 октября 2025

Транснефть выиграла у Роснефти дело о грязной нефти

к следующей новости главной ленты

14 октября 2025

Модернизацию НПЗ и нефтехимии обсудят в Санкт-Петербурге

к предыдущей новости главной ленты

14 октября 2025

Транснефть выиграла у Роснефти дело о грязной нефти