Дело о грязной нефти в «Дружбе» развивается по разным направлениям
Роснефть и Транснефть до сих пор спорят о компенсациях, а имущество виновника аварии не дает продать суд.
(
27 мая 2022 06:04 , ИА "Девон" )
Арбитражный суд Поволжского округа признал незаконной попытку продать самарский узел учета нефти "Лопатино". Речь шла о продаже части имущества самарской компании "Нефтеперевалка", в том числе узла учета нефти, фигурирующего в деле о загрязнении экспортного трубопровода хлорорганикой в апреле 2019 года. Об этом сообщает Интерфакс.
Суд отменил определения нижестоящих инстанций в части отказа удовлетворения жалобы АО "Транснефть-Дружба" о признании незаконными действий конкурсного управляющего ООО "Нефтеперевалка" Елизаветы ПОРАМОНОВОЙ. Она организовывала продажи части имущества предприятия.
Аукцион с начальной ценой лота 470,76 млн рублей с шагом 5% должен был состояться 23 августа 2021 года, но был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Следующие торги были назначены на 28 сентября 2021 года. Они были отменены по поручению залогового кредитора - АО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (МСП-банк).
Против проведения торгов выступала "Транснефть-Дружба". Дочка Транснефти обращалась в суд с просьбой признать действия конкурсного управляющего "Нефтеперевалки" незаконными и запретить проведение торгов имуществом, арестованным в рамках уголовного дела. Трубопроводная компания просила принять обеспечительные меры в виде приостановки торгов. Тогда суд не нашел оснований для их удовлетворения.
Напомним, в конце апреля 2019 года на Мозырском НПЗ в Белоруссии была обнаружена нефть с превышением уровня содержания органических хлоридов. В результате инцидента транзит сырья в Европу по трубопроводу "Дружба" был приостановлен (об этом Информ-Девон» писал здесь).
По итогам проверки был найден источник загрязнения - узел учета "Лопатино" в Самарской области. Оттуда нефть попала в систему магистрального трубопровода. По версии следствия, грязное сырье сливали с целью скрыть хищения.
Фигурантами
уголовного дела стали Светлана БАЛАБАЙ, занимавшая тогда должность гендиректора "Нефтеперевалки", гендиректор ООО "Петронефть актив" Владимир ЖОГОЛЕВ, замгендиректора "Нефтеперевалки" Рустам ХУСНУТДИНОВ, сотрудник "Транснефть-Дружбы" Роман ЯКУШЕВ, а также бывший гендиректор ООО "СамараТранснефть-Терминал" (ГК "Петронефть") Роман РУЖЕЧКО и бывший владелец этой группы Роман ТРУШЕВ. Позднее стало известно об увеличении числа фигурантов дела до 10 человек.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 октября 2020 года "Нефтеперевалка" признана банкротом. В отношении нее продолжается конкурсное производство. Очередное заседание по делу о банкротстве назначено на 17 августа 2022 года.
ООО "Нефтеперевалка" зарегистрировано в октябре 2017 года в селе Николаевка Самарской области. Основной вид деятельности - транспортировка нефти по трубопроводам. Бенефициаром компании после смены собственника в августе 2019 года является Сергей САПУНОВ. Его доля находятся в залоге у МСП-банка.
Между тем, 23 мая Роснефть подала в Арбитражный суд Москвы иск в отношении Транснефти. Компания требует около $160 млн компенсации за загрязненную хлорорганикой в 2019 году нефть, сообщает
«Коммерсант».
В своем исковом заявлении «Роснефть» указывает, что с 24 апреля по июнь 2019 года «Транснефть» в связи с неспособностью обеспечить качество транспортируемой нефти была вынуждена остановить прокачку по этому маршруту. Это стало причиной убытков «Роснефти» на фоне недопоставок потребителям и снижения собственной добычи.
Свои потери и упущенную выгоду в рамках данного иска «Роснефть» оценила в $120,9 млн, €47,6 тыс., 5,5 тыс. фунтов стерлингов, 73 млн польских злотых и 3,3 млрд руб. В иске указывается, что компания пыталась урегулировать вопрос на корпоративном уровне. Но «Транснефть» в начале мая 2022 года отказала в выплате этой суммы.
19 апреля 2019 года «Белнефтехим» заявил о резком росте содержания хлорорганики в поступающей из России нефти и снизил загрузку Мозырского и Новополоцкого заводов в Белоруссии. Спустя несколько дней выяснилось, что дихлорэтаном загрязнены большие объемы нефти не только в «Дружбе», но и в нефтепроводе БТС-2. Он идет к перевалочному терминалу в Усть-Луге на Балтике.
В связи с этим иностранные потребители остановили импорт российской нефти. К 26 мая прокачка сырья на экспорт по этому направлению была полностью остановлена. На слив из системы в резервуары и танкеры грязной нефти потребовалось около недели. Полноценный экспорт чистого сырья по
«Дружбе» был восстановлен только к концу мая.
После инцидента остро встал вопрос не только о контроле качества нефти, но и о компенсациях за поставки грязной нефти и недопоставку чистой. Проблемы с качеством сырья не были решены до конца (в конце июня 2021 года Транснефть
предотвратила попадание хлорорганики в нефтепроводы от "Самаранефтегаза" - прим. ИА «Девон»).
Основные претензии к Транснефти
предъявляла Роснефть. Компанию не устраивал предложенный монополией размер компенсации ущерба грузоотправителям, предельный уровень которого совет директоров Транснефти утвердил в размере $15 на баррель некондиционной нефти. В целом на выплаты компенсаций Транснефть зарезервировала 30 млрд руб.
К марту 2021 года вопросы компенсации были урегулированы со всеми компаниями, кроме Роснефти. Последняя тогда заявляла, что в ее случае ситуация «имеет ряд отличий в силу больших объемов прокачки и направления этих объемов на собственную переработку компании, а также с необходимостью учета качества сырья для российских и европейских НПЗ». Другие компании просто передают сырье нефтетрейдерам, подчеркивали в Роснефти.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Роснефть, Транснефть, суды, нефтепровод "Дружба", криминал, Самаратранснефть-Терминал, Самарская обл