Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

В развитии индустрии полимеров РФ – порочный круг

План Минэнерго по развитию газо- и нефтехимии России до 2030 года оказался набором пожеланий

(14 октября 2014 11:12 , ИА "Девон" ) Две встречные тенденции - с одной стороны, потребность в нефтехимическом сырье, с другой - передел экспортных рынков углеводородов, и как следствие необходимость подстраховаться на внутреннем рынке сбыта – породили масштабные планы компаний по созданию новых мощностей в нефтегазопереработке. Об этом написала Анна Даутова, генеральный директор ООО «ИНВЕНТРА», в статье, опубликованной rcc.ru.

На уровне отрасли перспективные проекты были объединены в Плане развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденном Минэнерго в марте 2012 года. Однако План оказался лишь набором пожеланий. В список заявленных мощностей включили всех, кто выразил такую готовность, не проведя досконального анализа сырьевой базы, рынков потребления и финансовой ситуации. В итоге ни один из проектов в срок не реализуется, а некоторые и вовсе «зависли».
Так, например Саянский и Приморский ГХК вообще отложили на неопределенный период запуски производств, намеченные на 2016 и 2019 гг. Каспийский ГХК разрабатывает проектную документацию на установки переработки газа, при этом также отложил решение по пиролизу.
В свою очередь и «Газпром нефтехим Салават» отложил запланированный на 2017 г. пуск установки этилена в 0.6 млн т. Правда, при этом компания сообщила, что ввела в 2014 г. новую печь пиролиза, которая повысит выход продукта в среднем на 13%. В 2014 г., согласно производственно-финансовому плану компании, валовая выработка этилена должна составить 310 тыс. т, что на 23% выше показателя 2012 г.
Еще один заявленный проект - Восточный НХК. Его собирались запустить в 2015 г., сейчас комплекс находится на этапе оценки.
Новоуренгойский ГХК планировал запустить пиролизную установку на 600 тыс. т к 2013 г., по факту СМР готово на 60%, а пуск перенесен на 2016-2017 гг. Решение о создании комплекса было принято еще в 1993 г., однако стройка не завершена до сих пор.
Балтийский НХК/ «ТрансВалГаз» по-прежнему планирует запуск, но будет это только в 2018-2020 гг. Сейчас прорабатываются варианты его сырьевого обеспечения.
Что касается «Нижнекамскнефтехима», чей проект также прописан в плане, то на данный момент предприятие работает над созданием нового олефинового комплекса и интегрированных в него производств полиэтилена и полипропилена. Уже заключены необходимые лицензионные соглашения, завершается подготовка проектной документации FEED, ведется подготовка к разработке документации рабочего проектирования. Через несколько лет можно рассчитывать на дополнительное сырье с этого крупнейшего в России предприятия, но сроки, указанные в первоначальном Плане Минэнерго, нереализуемы.
Одновременно появились инициативы, которые в План 2030 не вошли.
Так Белогорский ГПК рассчитывает запустить первую очередь газоперерабатывающего завода (ГПЗ) в 2019 г., вторую очередь - в 2020 г. Определенные планы вынашивают ОНК и «Санорс», прорабатывая сырьевое обеспечение своих проектов и оценивая масштаб предстоящих инвестиций, при этом сроки не объявляют.
«Сибур» рассматривает возможность возведения газохимического комплекса в Амурской области. Согласно данным министра России по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, инвестиции в данный проект могут достигнуть $11.5 млрд. Новый ГХК сможет использовать газ, который будет поставляться по газопроводу «Сила Сибири», строительство которого осуществляет «Газпром». Чтобы обеспечивать комплекс ШФЛУ и этаном, выделяемым из газа, в Амурской области также придётся построить ГПЗ. Сроки возможного появления этих мощностей также пока не оглашены.
Таким образом, если взять горизонт в три года – то дополнительное сырье может появиться еще только с «ЗапСибНефтехима» в 2017 г. Предполагаемая конфигурация проекта предусматривает строительство пиролиза мощностью 1.5 млн т этилена в год, установок по производству различных марок полиэтилена совокупной мощностью 1.5 млн т в год и установки по производству полипропилена мощностью 500 тыс. т в год. Дополнительные объемы будут освоены рынком, поскольку по полиэтилену еще есть возможности импортозамещения. Потребление оценивается на уровне 1850 тыс. т, а объем производства в 2013 г. достиг 1700 тыс. т, экспорта - около 400 тыс. т. Кроме замещения импорта, отрасли еще необходимы объемы для компенсации материала, чтобы снизить риск дефицита при ЧП и выбывании старых производств. Но это всё не сейчас.

А ведь ожидалось, что сырье появится в ближайшие годы. К 2030 г. вообще предполагалось, что производство ресурсной базы нефтегазохимии увеличится до 60.1 млн т с 28.4 млн т (в 2011 г.). Продуктов пиролиза, т.е. этилена, пропилена, бутадиена прибавится с 3.9 млн т до 20.1 млн т. При этом спрос на нефтехимию и полимеры, по прогнозным оценкам, должен бы увеличиться к 2030 г. с 4.5 млн т до 20.9 млн т.
Отдельно по пластикам картина представлялась такой, что производство полиэтилена должно вырасти с 1556 тыс. т в 2011 г. до 10 972 тыс. т в 2030 г. По полипропилену выпуск к 2030 г. должен составить 5443 тыс. т вместо бывших в 2011 г. 679 тыс. т.
Но когда в 2013 г. запустился первый проект из Плана 2030 – завод «Тобольск-Полимер» мощностью 500 тыс. т полипропилена и долгожданное сырье заполнило потребности переработки в полипропилене, стало ясно, что по гомополимерам рынок заполнен.
Половину от объемов ПП с Тобольска «Сибур» может реализовать на своем же «Биаксплене», где производится 180 тыс. т БОПП-пленок. Еще примерно столько же потенциально может пойти на экспорт в Китай. Можно сказать, что потребности в гомополимере практически удовлетворены. Дополнительных объемов вроде как больше и не требуется, но острый дефицит сополимеров ПП остается. В Плане 2030 не было и нет анализа спроса с точки зрения марочного ассортимента.
Видя, как медленно растет потребление и насколько План отличается от реальности, сырьевики даже в какой-то момент запаниковали: «А не замахнулись ли мы, на Вильяма нашего Шекспира?». Возникло ощущение грядущего кризиса перепроизводства. Тут же припомнили снижение таможенных пошлин на изделия из пластмасс и сохранение ставок на полимерные материалы, что замедлило производство изделий из пластмасс внутри страны. (Например, импорт готовых изделий из ПП в денежном выражении и тоннаже в 1.5 -2 раза превышает импорт сырья). Осложнилась ситуация на экспортных рынках, где все активнее идет наступление арабских стран, Китая и США. В свете последних событий еще и накалились отношения с Европой. Поэтому картина перепроизводства рисовалась во всех красках.
При таких условиях заводы не стали торопиться с новыми мощностями. Если мы берем горизонт в три года, из новых проектов мы увидим реализованным только «РусВинил», который запустил производство ПВХ нынешней осенью и частично закрывает текущий импорт ПВХ.

Круг опять замкнулся. Переработка ждет доступное качественное сырье, а сырьевики, видимо, роста потребления. Но даже под те заводы по сырью, которые уже начали строить – систематического роста потребления их продукции пока еще не готовится. А ведь рынок переработки нового сырья надо растить уже сегодня!
Делать это можно за счет госрегулирования таких отраслей как ЖКХ, дороги, строительство, упаковка.
В том, что нужно растить свой собственный рынок, показателен пример предприятия по переработке ПЭТФ, полностью ориентированного на экспорт. Текущий год, а отчасти и предшествующий – показали, что нельзя строить заводы, полагаясь только на экспорт. Нужно хотя бы косвенно создавать под них внутреннее потребление. Хотя надо признать, что ПЭТФ именно такой материал, с которым можно выходить за рубеж. По полиолефинам ниши уже заняты, а по полиэтилентерефталату потенциал еще есть.
Существуют, правда, такие химические продукты, где наоборот не обойтись без импорта, в чем, соответственно, кроется определенная угроза. Например, катализаторы, часть которых в РФ не производится и попадает по импорту, могут рассматриваться как продукты двойного назначения, поэтому теоретически могут оказаться под санкциями. Проблема в том, что катализаторы для производства полимеров – сложные химические продукты, их производство в силу небольших объемов нерентабельно. Да и производителя, который бы гарантировал компенсацию убытков переработчику, если партия полимера окажется некачественной из-за катализатора – тоже не найдется. Так что вопрос с катализаторами остается в подвешенном состоянии.

«Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» - подверглась многочисленным согласованиям в целом ряде ведомств. В итоге текст ее так и не был представлен широкому кругу специалистов отрасли, но уже готовится план мероприятий по ее реализации. Возможно, что уже только этот план игроки отрасли смогут увидеть.
И самое главное: если государство начинает заниматься регулированием отрасли, то оно должно четко определять правила игры. Мы же видим, что наблюдаются некоторые противоречия в подходах к стимулированию переработки. С одной стороны, говорится о важности использования углеводородного сырья, его ценности в плане многократного применения, а с другой стороны – появляются инициативы, например, по запрету упаковки для пищевых продуктов из традиционных полимеров и переходу к биопластикам, экономический потенциал которых еще только предстоит оценить.
В России производство и потребление продукции химической промышленности в разы отстает от мировых лидеров. Как показывает статистика, у нас на душу населения в год приходится 46 кг полимерной продукции, в то время как в Европе и в США этот показатель достигает 130-150 кг.
За счет увеличения объемов производства продуктов более высоких переделов внутри страны экономика России в текущей ситуации может только выиграть, считает Анна Даутова.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Нижнекамскнефтехим, Газпром нефтехим Салават, Минэнерго, полимеры, этилен

 

к следующей новости раздела

14 октября 2014

«Казаньоргсинтез» реконструировал цех

к предыдущей новости раздела

10 октября 2014

Датская "Хальдор Топсе" хочет участвовать в расширении мощности НПЗ «ТАНЕКО»

к следующей новости главной ленты

14 октября 2014

«Казаньоргсинтез» реконструировал цех

к предыдущей новости главной ленты

14 октября 2014

Льгота по налогу на движимое имущество бесполезна – Минфин