Шинники РФ снова ищут замену натуральному каучуку
Однако полный отказ от его импорта пока невозможен.
(
18 ноября 2024 06:08 , ИА "Девон" )
Аскар МАЛИКОВ.
На российском рынке автошин продолжается перестройка. Санкции привели к уходу большинства иностранных компаний. В этих условиях лидерство среди производителей зимних шин захватили отечественные компании Ikon Tyres (входит в Группу «Татнефть») и Cordiant («Севергрупп» Алексей МОРДАШОВА).
Внешние ограничения привели к изменению ассортимента и подорожанию продукции. К тому же, многие импортные компоненты стали недоступны шинникам. В этих условиях одним из слабых мест отрасли стала зависимость от импорта натурального каучука. О том, чем важен этот вид сырья для резины, и можно ли его заменить – в обзоре Информагентства «Девон».
ЧЕМ ПОЛЕЗЕН СОК ГЕВЕИ?
Натуральный каучук добывают из латекса гевеи. Она растет в тропических странах. Основными поставщиками являются Бразилия, Вьетнам, Таиланд, Индонезия и Малайзия. Чаще всего данное сырье добавляют в резиносмеси, используя наряду с искусственным каучуком. Последний является продуктом переработки нефти.
Каучук из природного сырья придает резине эластичность и прочность, предотвращая износ и разрыв материала. Он также не дает растрескиваться боковине под давлением. А его армирующие свойства позволяют увеличить срок службы. Натуральный каучук также обеспечивает хорошее сцепление с дорогой.
Резиносмеси с использованием натурального каучука не дубеют на морозе, не пропускают воду и улучшают динамику автомобиля.
Однако у этого продукта есть и минусы. Так, он менее устойчив к нагреву, а также воздействию растворителей и масел, чем искусственный каучук.
Да и везти сырье в Россию дорого из-за сложной логистики. При этом свойства синтетического каучука можно регулировать в зависимости от рецептуры. Это открывает широкий простор для получения продуктов с новыми свойствами. Сегодня наиболее популярны СКС - синтетический стирольный каучук, СКИ - изопреновый, БК и СКД - бутадиеновые каучуки, ДССК - дивинил-стирольный синтетический каучук.
Однако натуральный каучук обладает большей молекулярной массой и содержит ценные примеси. Поэтому мировая шинная промышленность до сих пор не отказалась от сока гевеи.
Интересно, что в умеренных широтах также есть растение, в соке которого содержится натуральный каучук. Это обычный одуванчик. Но получение из него каучука экономически нецелесообразно. Чтобы продлить срок хранения натурального каучука, его приходится коптить.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПО-СОВЕТСКИ.
В мире известны успешные примеры замены натурального каучука синтетическим. Первым в этой сфере стал СССР, страдавший от торговой блокады в первые десятилетия своего существования (об этом ИА «Девон»
писало здесь).
В этих условиях власти СССР доверили проведение исследований ленинградскому химику Сергею ЛЕБЕДЕВУ. Работы начались в 1933 году. В итоге был получен синтетический каучук (СК). Это позволило частично заменить натуральное сырье, которое было дорого покупать и сложно доставлять.
Покрышки, изготовленные по новой технологии, успешно испытали во время автопробега Москва - Каракумы - Москва в 1933 году. Он проходил преимущественно по бездорожью.
Инновационная находка позволила Советскому Союзу частично избавиться от сырьевой зависимости для шинного производства. Тогда каучук, как и все импортные товары, покупали за золотые червонцы. А потребности зарождающейся промышленности росли. Если в 1929 году импортировалось 12,8 тыс. тонн каучука, то в 1932 году - уже более 30 тыс. тонн.
Ученый также предложил заменить нефть в качестве сырья для производства нового каучука этиловым спиртом, который получали из картофеля. Это, помимо прочего, помогло стране выжить во время Великой Отечественной войны.
РЕАЛЕН ЛИ ОТКАЗ ОТ НАТУРПРОДУКТА?
Сегодня в России на фоне масштабных санкций снова заговорили о необходимости замены импортных компонентов для шин. Например, в июне стало известно, что СИБУР и "Кордиант" договорились заместить натуральный каучук из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на синтетический изопреновый.
«Мы рассчитываем, что около 80% импорта этого каучука в нашу страну сможем заместить", - заявил член правления СИБУРа Павел ЛЯХОВИЧ. Пока в СИБУРе смогли импортозаместить семь марок СК.
Однако о полном отказе от каучука из тропических стран речи не идет.
Так, Россия по-прежнему сильно зависит от импорта материалов и сырья для производства шин, отмечает руководитель шинного бизнес-направления ПАО «Татнефть», гендиректор компании «Айкон Тайерс» Андрей ПАНТЮХОВ. По его мнению, в РФ не получится полностью заместить натуральный каучук искусственным. Топ-менеджер пояснил, что каучуковые деревья не растут в таком климате.
Кроме того, есть взаимозаменяемые виды синтетического и натурального каучука. Хотя иногда зарубежное сырье выгоднее закупать, поясняет глава Ikon Tyres. Также натуральный каучук незаменим для грузовых и зимних шин.
«Наши глобальные конкуренты бьются над задачей полного перехода на искусственный каучук последние лет так 80, - рассказывает Пантюхов. - Пока им не удалось решить эту задачу до конца».
В Ikon Tyres же очень осторожно подходят к любым изменениям в рецептуре продукции, говорил он в интервью
Интерфаксу.
«Используются материалы, которые были омологированы еще в бытность финского концерна, - заявлял он. - Любые изменения в рецептуре - очень длительный процесс, который требует тщательного тестирования не только в лабораторных условиях, но и на дороге. Эта работа ведется, и мы заинтересованы в локализации нашей сырьевой базы».
Шинный завод во Всеволожске сохранил финские технологии и разрабатывают новые модели шин.
Глава Ikon Tyres рассказал о трансформации российского рынка автошин.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Каучук, автошины, импортозамещение, история, Ikon tyres, СИБУР, Кордиант