С топливными роботами на бирже начали бороться
За недобросовестные практики «перекупов» отключают от торгов.
(
16 февраля 2024 12:37 , ИА "Девон" )
Трем топливным трейдерам из РФ запретили участвовать в торгах на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) из-за использования торговых роботов. Под санкции попали ООО «Мосрегионгаз», АО «Солид-товарные рынки», ООО «Промснаб». О том, чем массовое использование перекупщиками алгоритмов угрожает рынку – в подборке Информагентства «Девон».
«ПЕРЕКУПОВ» ОТКЛЮЧАТ ОТ ТОРГОВ?
Поводом для такого решения Федеральной антимонопольной службы стала жалоба одной из крупнейших российских независимых сетей АЗС. Представитель заправочной сети «Нефтьмагистраль» указал, что с 12 января компания не могла купить ни одного лота бензина марок АИ-92 и АИ-95 на некоторых базисах Центральной России. Об этом сообщала
Лента.Ру.
Дело в том, что другие компании с помощью роботов перехватывали эти партии топлива. Причем сами покупатели позднее перепродавали бензин с премией. Это стало одной из причин того, что в течение января бензин на бирже подорожал почти на четверть.
В начале февраля почти половина этого роста была отыграна. По всей видимости, причиной такого падения стало исчезновение роботов. Тем не менее, затем цены на моторное топливо снова начали расти.
Использование роботов при покупке нефтепродуктов на СПбМТСБ приводит к снижению ликвидности рынка и необоснованному росту биржевых цен на спотовом рынке. Из-за этого добросовестные покупатели вынуждены по завершению торгов приобретать топливо у перекупщиков, отмечали в Минэнерго.
В ФАС заявили, что совместно с СПбМТСБ оценят поведение участников биржевых торгов нефтепродуктами на предмет манипулирования рынком в январе.
В итоге СПбМТСБ с 1 февраля ввела новые критерии работы при покупках топлива на бирже, отмечает
Интерфакс. Теперь нарушением будет считаться систематическая подача заявок на покупку в короткий временной период - менее 1 секунды.
Нельзя также заключать договора, где заявка на приобретение топлива составляет от 300 тонн и более 35% от общего объема реализации за торговую сессию. Ранее этот показатель превышал 50% .За эти нарушения топливных трейдеров могут временно отстранить от торгов.
У Санкт-Петербургской биржи есть и другие методы воздействия на недобросовестных посредников. Так, совет секции "Нефтепродукты" рекомендовал президенту СПбМТСБ начислить десять штрафных ставок шести компаниям. Это ООО "Мосрегионгаз", "РН-Спектр", "Нафта", "ТК-Югнефтепродукт", "Октанол" и АО "Солид-товарные рынки".
Еще восьми компаниям должны вынести предупреждение за недобросовестные практики. Это ООО "Волгаресурс", "Еойл", "Петрол", "Синергия Ойл Групп", "Альтаир", "Стандарт-Ойл" и "ТК АЗС-Инвест".
В 2023 году СПбМТСБ утвердила ввела в Кодекс профессиональной этики участников торгов термин "Недобросовестные торговые практики". Под ними понимаются действия участников торгов, прямо не запрещенные законодательством. Однако они "противоречат устоявшимся практикам рыночного поведения". Эта методика устанавливает порядок выявления фактов недобросовестного использования роботов.
В феврале в ФАС отметили, что изменение этих критериев позволило сбить ажиотажный спрос. Это привело к падению оптовых цен на автомобильное топливо.
АТАКА РОБОТОВ НА БИРЖИ.
Биржевой робот – это программа, которая совершает торговые операции вместо человека, пишет
«ИнфоТЭК». В нее могут заложить заранее определенный алгоритм действий. Некоторые боты являются самообучаемыми. То есть, они действуют на основе элементов искусственного интеллекта.
Алгоритмы робота настраиваются таким образом, что формально они попадают в критерии, которые установила биржа. Будет создавать ощущение, что за терминалом работает человек. Но он всё равно будет опережать самого быстрого человека.
Многие банки и торговые компании используют такие инструменты, чтобы ускорить и оптимизировать свою торговлю. То есть, кто первый встал в очередь на торги – тот и получил больше прибыли. Таким образом, другие участники оказываются в невыгодном получении.
При этом на финансовых биржах нет ограничений по доступу к акциям, валюте или другим ценностям. И ликвидность там гораздо выше, чем на сырьевой бирже. Всё зависит от цены, которую вы можете предложить за тот или иной инструмент. Однако на сырьевых биржах предложение товара зависит от возможностей контрагентов.
Так, у каждой нефтекомпании есть месячные планы по поставкам топлива. За этими планами и их исполнением достаточно строго следят регуляторы, и ВИНКи не склонны их нарушать. Продать больше — можно, меньше – нельзя. При этом цены на нефтепродукты не регулируются государством напрямую. Это может приводить к волатильности цен.
Комментарий ИА «Девон»:
Осенью 2023 года власти РФ решили ограничить "серый экспорт". Заявлялось о необходимости повышения заградительных пошлин на экспорт топлива с 20 до 50 тыс. рублей за тонну для перекупщиков, не являющихся производителями нефтепродуктов.
На такие меры пришлось пойти из-за дефицита дизтоплива летом-осенью в прошлом году. Тогда же сильно выросли оптовые и розничные цены на бензин. Правительство РФ даже временно запрещало экспорт бензина и дизтоплива.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Биржи, СПбМТСБ, моторное топливо, ФАС, IT