Мировой рынок автошин сдувается из-за пандемии
Но российские производители каучука и шин продолжают свои проекты.
(
3 ноября 2020 07:00 , ИА "Девон" )
Автомобильная индустрия существенно пострадала от пандемии COVID-19. Минпромторг РФ прогнозирует снижение внутреннего производства автомобилей в 2020 году на 30%, что отразится на смежных отраслях. Среди них – производители автошин и синтетических каучуков, говорится в материале CREON Group (автор - Мария ДЫМЕНКО). Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
РОСТА НЕ БУДЕТ ДО 2025 ГОДА?
Выпуск автотранспортных средств в РФ сократился относительно мая 2019 года на 42%. Это произошло из-за карантинных ограничений в апреле и мае, остановки предприятий и трудностей с поставками импортных комплектующих, а также в связи с общим снижением потребительского спроса на фоне пандемии. Спад автопрома ожидаемо повлек за собой снижение производства в шинной индустрии, неразрывно связанной с автомобилестроением.
По данным Росстата, за первые восемь месяцев 2020 года в России было произведено 33,4 млн ед. шин, покрышек и резиновых камер (-14,2% г./г.). Однако сокращение выпуска не стало шоковой новостью для российских шинников. Спад производства в отрасли наметился еще в прошлом году с разгоревшейся торговой войны между США и Китаем, который вынужденно переключился на новые рынки сбыта своей продукции
Если в 2018 году в РФ производилось 67,5 млн ед. продукции, то уже в 2019 году выпуск снизился на 10% до 60,5 млн ед.
Одновременно доля импорта, по данным Федеральной таможенной службы, выросла на 7,5% до 34,4 млн ед. или $2 млрд в денежном выражении.
В 2020 году снижающийся спрос совпал с пандемией. Российские шинники фактически пропустили самый активный сезон продаж — весну, когда идет замена зимних шин на летние. «Сейчас сложно делать какие-либо прогнозы, но, по нашим предварительным оценкам, падение рынка шин к концу года может составить не менее 24%», — считает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда ЧУРМЕЕВА.
Осторожен в прогнозах и генеральный директор «Континентал Калуга» Анатолий АНТИПОВ. «Мало кто в автомобильной промышленности ожидает существенного роста отрасли раньше 2025 года, - говорит он. - По словам аналитиков, продажи легковых автомобилей в стране в этом году снизятся на 15-20%. На фоне таких прогнозов роста потребления легковых шин в ближайшее время ожидать не приходится».
Тем не менее, в «Континентал» сохраняют оптимизм. «Нам удалось увеличить экспорт шин в страны дальнего зарубежья за 9 месяцев 2020 года более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – рассказал Антипов. Экспорт шин обеспечил компании более половины выручки.
КОГДА ВОССТАНОВИТСЯ СПРОС НА КАУЧУК
Вслед за падением спроса на продукцию шинных предприятий начали испытывать затруднения смежные отрасли. Так, производители синтетических каучуков, для которых шинные компании являются основными потребителями, были вынуждены снижать загрузку и сдвигать сроки ежегодных капитальных ремонтов на более ранние. Это было сделано, чтобы максимально сократить предложение на рынке в период пониженного спроса.
Ведущий поставщик синтетических каучуков (СК) на российском рынке — «Нижнекамскнефтехим» — характеризует ситуацию в реальном секторе мировой экономики как «крайне неопределенную». С марта по май вынужденно простаивали такие гиганты, как Continental, Goodyear, Bridgestone, Pirelli, Cooper Tire, Hankook, Nokian Tyres и еще более 110 шинных заводов по всему миру. Нарушение логистических цепочек привело к затовариванию складов.
«Спрос на синтетический каучук сильно пострадал. По нашим оценкам, только с учетом объявленных остановок шинных заводов, мировое предложение шинной продукции снизится в этом году на 45-50 млн штук. Это приведет к сокращению глобального спроса на синтетический каучук в 2020 году — как минимум на 2% (или порядка 300-400 тыс. т)», — говорится в
отчете НКНХ.
По данным Росстата, производство синтетических каучуков в России по отношению к июлю в августе сократилось на 9,1% и составило 118 тыс. т. По отношению к августу 2019 года снижение составило 4,9%. Всего за восемь месяцев текущего года было наработано 901,9 тыс. т каучуков (-1,2% г./г.).
«Если говорить про СК с точки зрения шинного применения, то сегмент автомобилей проседает, и параллельно идет экономия на шинах, — комментирует представитель крупнейшей нефтехимической компании в РФ. - Постепенно рынок восстановится, но, чтобы снова выйти на уровень 2019 года, понадобится не менее двух-трех лет. Данная ситуация касается не только России, но и всего мира».
«Что касается резинотехнических изделий, обрабатывающей промышленности и строительства, то в этих сегментах ситуация лучше, поскольку проседания условно краткосрочные, - добавляет он. - В течение 2021 года ситуация в этих отраслях должна вернуться к докризисному уровню».
«Каучуковый бизнес имеет цикличность: циклы от четырех до семи лет, подъем-спад. Сейчас цикл немного нарушился, но в целом прогнозные данные на 2020 год достаточно хорошие», – заявил один из производителей.
НОВЫЕ РЕЗЕРВЫ ШИННИКОВ
В то же время российские компании не отказываются и от планов по запуску новых производств. Так, например, НКНХ продолжает реализовывать проект по дивинил-стирольному синтетическому каучуку
(ДССК). Ввод в эксплуатацию каучука для экологичных автошин должен состояться до конца текущего года. До 2030 года компания собирается организовать выпуск этилен-пропиленового синтетического каучука.
«Воронежсинтезкаучук» (СИБУР) в начале года запустил новую марку высоковязкого полибутадиенового каучука (СКД-НД ВВ). «Уфаоргсинтез» (Башнефть) также запустил выпуск шести новых марок
СКЭПТ (синтетический каучук этилен-пропиленовый тройной).
В начале июня вице-премьер России Юрий БОРИСОВ предложил в качестве меры господдержки производителей СК закупать их продукцию в Росрезерв. По его словам, федеральное агентство можно использовать как демпфирующий механизм, выкупая у производителей синтетический каучук для производства шин, спрос на которые сейчас существенно снижен. При этом по истечении двух лет компании будут выкупать свою продукцию на 5-6% дороже.
«Наши нефтехимики поставляют около 80% искусственного каучука в интересах западных производителей шин. А там сегодня спрос упал, сырье это стратегическое, и оно у нас есть в номенклатуре Росрезерва», — докладывал Юрий Борисов президенту России. В Минэнерго России идею поддержали и обещали проработать механизм.
УГЛЕРОДНЫЙ ФАКТОР
Дополнительный фактор, который следует учитывать производителям шин и СК – углеродный сбор, который Евросоюз планирует ввести на всю продукцию, импортируемую в ЕС в 2021-2022 гг. «Включение в европейскую систему торговли квотами на выбросы СО2 несомненно отразится на производителях, особенно на экспортерах, – считает Антипов.
С одной стороны, это будет дополнительная финансовая нагрузка, с другой – стимул для развития бережливого производства, считает он.
По его словам, калужский производитель уже учитывает потенциальные расходы на углеродный сбор в будущем.
«Запланированные Евросоюзом меры – очень серьезный фактор, который российские производители шин и СК должны учитывать по всей производственной цепочке. Этот налог будет распространяться не только на конечный продукт, но и на все промежуточные этапы его создания», – предупреждает Флориан ВИЛЛЕРСХАУЗЕН, директор по развитию Сreon Capital. В противном случае, российские экспортеры могут потерять долю рынка ЕС, а их нишу
займут более экологичные и устойчивые конкуренты.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Кризис, автошины, Каучук, Нижнекамскнефтехим, CREON, Экология, Транспорт