Архив новостей

Декабрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Коварная микрорезина и безопасный пиролиз

Эксперты назвали плюсы и минусы способов переработки старых автошин.

(4 декабря 2024 20:08 , ИА "Девон" )

Анвар МАЛИКОВ, ИА «Девон».

ТОКСИЧНАЯ ТЕМА.

В глобальное ухудшение экологической ситуации существенный вклад вносят отработанные автомобильные шины. Только в России за год автовладельцы заменяют на своих машинах покрышки суммарным весом на миллион тонн. Значительная их часть оказывается в лучшем случае на полигонах, в худшем варианте - в ближайших оврагах. 

Отслужившие покрышки относятся к 4-му классу опасности – наряду с цементной пылью. Даже в неподвижном состоянии шина может выделять около 100 химических веществ, в том числе канцерогенов. Наиболее опасные из них – бензапирен, нитрозамины, фенолы.

Поэтому отработанные автошины включены в Перечень вторичных ресурсов, захоронение которых на полигонах запрещается (распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 г. N 1589-р).

Резина разлагается больше 100 лет, постоянно выделяя токсичные компоненты. Они попадают в грунтовые воды, а в жаркую погоду – в атмосферу. 

Невинные, казалось бы, дворовые «малые архитектурные формы» и ограждения из авторезины также вредны для людей. За это предусмотрен штраф в соответствии со статьей Статья 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления».

Самый большой ущерб окружающей среде наносится при сжигании покрышек: с черными столбами дыма в воздух попадают сера, фуран, диоксины и другие вредоносные для природы и человека соединения. 

Какие законные способы избавления от старых автошин предусмотрены в России? Принципиальные моменты установлены в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». 

Отработанные шины положено утилизировать. Этим занимаются специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. 

ДОХОДНЫЙ БИЗНЕС.

Известны несколько легальных способов утилизации шин. Основной из них – превращение в резиновую крошку и дальнейшее ее использование как наполнителя для различных изделий и материалов. 

На первом этапе отработанную шину разрезают на «чипсы», извлекают металлокорд (он идет в металлолом), а оставшуюся массу измельчают. А далее… Здесь у экологов на местах возникают серьезные вопросы, официальных ответов на которые пока нет. 

Главное: если шина вредна сама по себе, то не логично ли, что в измельченном виде она также представляет опасность? Чтобы представить серьезность момента, достаточно в жаркую погоду побывать на детской площадке, покрытой плитами из резиновой крошки в смеси со специальным клеем. Запах стоит ужасающий. Несколько меньше, но также ощутим специфический запах в спортивных залах, где полы покрыты вторичной резиной. 

С открытых площадок, покрытых резиновой крошкой, дождями и талыми водами микрочастицы резины и токсичная химия вымываются в грунт и попадают в источники водоснабжения. Элементарная арифметика: если покоящаяся на свалке шина испускает энный объем вредных веществ за 100 лет, то равномерно размазанная по большей площади – возможно, уже за 10 лет. При этом выделяемые микротоксины не улавливаются никакими очистными установками.

И процесс такой утилизации резиновых отходов нарастает, грозя гораздо большим экологическим вредом, чем неподвижные шины. Дело в том, что их переработка превратилась в высокодоходный бизнес, где переработчики с нехитрыми установками получают бесплатный исходный материал, а изготовители продукции – сравнительно дешевый продукт. 

ОПАСНАЯ МИКРОРЕЗИНА

Основным критерием безвредности материала является его инертность. В случае с резиновой крошкой из старых автомобильных покрышек это не так: из нее выделяются разнообразные химические соединения и в процессе эксплуатации образуется мелкодисперсная резиновая пыль. 

Шведским агентством по охране окружающей среды в 2021 году проведены исследования, в результате которых установлено, что с 1988 по 2018 год в окружающей среде накопилось около 200 тыс. тонн микрорезины, и это только в Швейцарии!

Итак, из резиновой крошки потенциально может выделяться кратно больше вредных компонентов, чем из целой шины. Чем опасна микрорезина?

Резиновая пыль вдыхается и аккумулируется в организме, попадает в легкие и может вызвать бронхиальную астму. Кроме того, она контактирует с кожей и слизистой оболочкой носа, вызывая аллергию, кожные и онкологические заболевания. 

Группа индийских ученых, проведя ряд исследований, пришла к выводу, что воздействие микрорезины оказывает негативный эффект на функцию легких человека, который увеличивается с более длительным воздействием микрорезины.

Наибольшую опасность представляют вещества под общим названием N-нитрозамины, запрещенные в большинство развитых стран, но не в России. Эти канцерогены содержатся в маслах, используемых при производстве резины. 

В июне 2024 в международном журнале «Science of The Total Environment» № 927 опубликована статья о воздействии микрорезины на окружающую среду. Доказано её негативное влияние на репродуктивную функцию популяций живых организмов с последующим нарушением экосистем.

ЛУЧШИЙ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ СПОСОБОВ

Автошины более чем на три четверти состоят из продуктов переработки нефти – невозобновляемого природного ресурса. Поэтому на отходы резины в последнее время обратили внимание ученые. Разрабатываются и апробируются более сложные технологии для получения из отработанных шин ценных компонентов. 

Самой приемлемой технологической основой считается пиролиз. Суть его такова. В специальных герметичных емкостях при ограниченном доступе кислорода резина нагревается до 450-650 градусов, но не горит. Вредные соединения разлагаются, не загрязняя атмосферу. Отходов практически нет. На конечной стадии получают пиролизный газ, который можно использовать в нефтехимии, а также как топливо для самой установки. Еще один продукт - технический углерод, как сырье для производства уже новых шин. И наиболее ценный - пиролизная жидкость, близкая к синтетической тяжелой нефти.

То, что технология является высокотехнологичной, зафиксировано в Информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов и «Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами».

А в знаменитом обнинском Физико-энергетическом институте, входящем в структуру «Росатома», создали технологию, где при пиролизе в жидком металле получается еще одно ценное вещество - лимонен. Этот органический растворитель обычно производится из лимонов и широко применяется в моющих веществах и парфюмерии. При этом стоимость получаемого калужскими атомщиками лимонена выше, чем стоимость самой покрышки.

* * *
Таким образом, шины вредны в любом виде, особенно в виде крошки. Однако внести вклад в борьбу за чистоту окружающей среды можно не просто цивилизованно собирая старые покрышки, но и используя при этом наилучшие доступные технологии. 

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: автошины, Отходы, Пиролиз, Экология

 

к предыдущей новости раздела

4 декабря 2024

В Туле создают первый в РФ научный композитный кластер

к предыдущей новости главной ленты

4 декабря 2024

С нефтяников взыскали крупные суммы за порчу лесов Югры