Как в СССР создавалось новое космическое топливо
(
11 августа 2020 12:55 , ИА "Девон" )
55 лет назад в Башкирии в составе Салаватского нефтехимического комбината начал действовать химзавод. На нем освоили выпуск уникального компонента ракетного топлива для космических кораблей. Об этом говорится в статье «Путь к звездам», опубликованной в издании «Салаватский нефтехимик». Информагентство «Девон» приводит этот материал с сокращениями.
«ОСОБЫЕ ПОСТАВКИ» ДЛЯ ХИМЗАВОДА
В начале 1960 годов Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) стали оснащать современными ракетами. Разрабатывались долгосрочные программы освоения космического пространства. Поэтому Советом Министров СССР было принято решение о строительстве нового производства высокоэффективного ракетного горючего – гептила.
Объектом строительства выбран Салаватский нефтехимкомбинат. Выбор был обусловлен рядом причин. Так, при производстве гептила требуется высокое давление. А в комбинате к тому времени имелись незагруженные блоки высокого давления. Кроме этого оборудования, комбинат получил насосы «особых поставок» (вывезенные из Германии в счет репараций) с Ангарского комбината №16. Предприятие также оснащали оборудованием, изготовленным на заводах СССР, Венгрии, Румынии, Чехословакии.
Для пуска и освоения производства в 1964-1965 годах были приглашены на постоянную работу высококвалифицированные рабочие и инженеры с Ангарского нефтехимического комбината (ныне «Ангарская нефтехимическая компания, входит в НК «Роснефть» - прим. ИА Девон).
Строительство «Производства №9» велось ударными темпами. В апреле 1965 года оно было завершено и сдано под пусконаладочные работы.
В августе 1965 года производство № 9 переименовано в Химический завод. Директором Химического завода был назначен А.С. ЛЕОНТЬЕВ.
СОВЕРШЕННО НОВЫЙ КОМПОНЕНТ
Работа над выпуском синтина – компонента ракетного топлива спецназначения – это важный этап в истории Салаватского химического завода. На нем уникальный космический корабль «Буран» совершил всего один полет. Но в ходе работ по выпуску синтина появились десятки новых методик и технологий, которые затем внедрялись на других производствах.
Свое имя «Буран» корабль получил буквально перед первым и последним стартом, который состоялся 15 ноября 1988 года. «Буран» был запущен с космодрома Байконур и 205 минут спустя, дважды облетев планету, там же совершил посадку. На систему «Энергия-Буран» работало более 2,5 млн человек. Более миллиона из них непосредственно были заняты ее созданием.
Опытно-промышленная установка (ОПУ) цеха № 30 химзавода стала фундаментом для промышленного производства ракетного горючего – синтина. Вся работа велась работниками предприятия под руководством Николая и Маргариты ГОЛОВАНОВЫХ, специалистов НПО «Энергия» (ныне Роскосмос - прим. Информ-Девон). Супругами Головановыми для синтеза синтина была создана первая лабораторная установка (в стекле). В ночь с 31 декабря 1970 года на 1 января 1971 года был получен продукт первой стадии.
«Новый, 1971 год мы встречали на ОПУ. На опытной установке были получены первые 200 литров катализатора продукта, тогда еще не имевшего названия, - вспоминает ветеран завода Юрий ЧИСТЯКОВ. –Мы прекрасно понимали, что работаем над совершенно новым компонентом ракетного топлива. Спустя некоторое время, его назвали синтином. Проект и чертежи опытной установки отправили в исследовательские институты. Изучив наши схемы, там приняли решение взять отработанные нами технологии за образец и на этой основе построить промышленную линию».
Следующим шагом стало создание промышленной цепочки производства. В 1974 году выходит Постановление Совета Министров СССР о создании на комбинате крупнотоннажного производства сверхчистых пластификаторов. Для этих целей началась реконструкция цеха № 38 завода спиртов. История создания производства пластификаторов полна драматизма.
В ней успехи соседствовали с неудачами. Работники работали по 10-12 часов в день, месяцами без выходных. В начале восьмидесятых промышленное производство синтина было налажено. В начале 1993 года цех № 38 был полностью остановлен.
«ПЕРЕЗАПУСК» ХИМЗАВОДА
В конце 1980 – начале 2000 годов продолжалась реорганизация Салаватского химзавода, закрытие малотоннажных производств. И только в 1999-2001 годах на заводе были проведены капитальные восстановительные работы производства гептила из свежего сырья. В 2001 году после 10-летнего перерыва был возобновлен выпуск гептила по полной технологической схеме.
В 2014 году на базе Химического завода создано открытое акционерное общество «Салаватский химический завод». Через год его контрольный пакет получило государство. За более чем 50-летнюю историю завод пережил неоднократные реорганизации, в его составе были различные производства, выпускалось более 20 видов продукции.
АО «СХЗ» уже более полувека является производителем продукции для предприятий ГК «Роскосмос» и Минобороны России. Входит в организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а также включено в перечень стратегических организаций Российской Федерации.
Гептил применяется в ракетах средней дальности и межконтинентальных баллистических ракетах, в ракетах подводных лодок Военно-морского флота (ВМФ) России. Он используется также в ракетоносителях космического назначения («Космос», «Циклон», «Рокот», «Протон»).
В 2014 году
начата реконструкция производства диметилгидразина (он же гептил или НДМГ) на Химическом заводе ОАО «Газпром нефтехим Салават». Это позволит исключить риски, связанные с износом основного оборудования действующего производства. Запущены объекты пяти этапов реконструкции. В их числе - новое здание АБК, четыре аммиачно-холодильные станции, трансформаторная подстанция цеха гидрирования. Это позволило снизить расходы и увеличить производительность труда.
В апреле Информагентство «Девон»
сообщало, что на Салаватском химическом заводе модернизируют производство компонента ракетного топлива. Работы для единственного в РФ производителя гептила должен выполнить за 1,6 млрд рублей «Салаватполимикс».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, Газпром нефтехим Салават, Авиатопливо