ВИНКи манипулируют с моторным топливом на бирже - ФАС
Антимонопольное ведомство предлагает разделить добычу, переработку, оптовые и розничные продажи по разным юрлицам
Соотношение цен на бензин в розничном и оптовом сегментах сейчас таково, что АЗС не имеют маржи и независимым участникам рынка приходится работать на грани выживания.
На протяжении половины лета и в течение осени можно констатировать существенный рост цен на бирже. Как уже говорил Игорь Артемьев, наблюдались признаки манипулирования биржей со стороны нефтяных компаний. Речь идет о крупных сделках, которые совершались регулярно, и, как правило, время между появлением заявки на покупку и заявки на продажу составляло меньше одной секунды. В результате этих сделок другие участники рынка не смогли приобрести товар.
По базисам такой компании, как ЛУКОЙЛ, цена предложения товара была выше рынка, и в итоге 90% товара, выставляемого ЛУКОЙЛом на бирже, купила его собственная дочерняя структура. Если взять торговлю того же Хабаровского НПЗ, то там 98% товара на бирже также купила ВИНК, а рынок практический ничего не приобретал.
ФАС сейчас подготовила официальный запрос независимым участникам рынка с просьбой сообщить о конкретных случаях отказов в топливе, а также о выполнении заявок в предыдущие месяцы и за аналогичные месяцы прошлого года. Если независимые участники рынка эту информацию не дадут, тогда будут штрафовать.
Летнее дизельное топливо с начала года практически не подорожало на бирже (рост на 3% против 30% на бензин). Биржевой индикатор по дизельному топливу является понятным и предсказуемым, а по бензину - нет. Дело в недостаточном удовлетворении спроса.
Все должны четко понимать порядок вывода НПЗ в ремонты вплоть до введения юридической ответственности за это. Также должны быть приняты эффективные механизмы интервенции из Росрезерва. Должно быть понятным, что поступает из Белоруссии и в каких объемах.
Для качественных изменений рынка ФАС предлагает ввести разделение видов деятельности ВИНК, чтобы добыча, переработка, оптовые продажи и розничные продажи были переданы разным юридическим лицам и эти компании работали независимо. «Газпром нефть» это уже фактически сделала, ЛУКОЙЛ обещает это сделать с 2016 года, и это записано в его торговой политике. Даже «Роснефть» об этом говорит.
На вопрос о последствиях запрета оборот бензина «Евро-3» с 2015 года Дмитрий Махонин сказал, ФАС не разделяет оптимизма других министерств о том. В стране сейчас в обороте бензина «Евро-3» примерно 13–14% от общего объема. В рамках мониторинга четырехсторонних соглашений о модернизации НПЗ видно, что не все компании вовремя модернизируют свои мощности. И если некоторые компании не успевают, то почему бы не дать им возможность платить больше акцизов в бюджет.
Летом нефтяным компания России, как сообщал Информ-Девон со ссылкой Дмитрия Махонина, было рекомендовано отказаться от экспорта бензина примерно до сентября.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Биржи, цена бензина, ФАС, бензин автомобильный