В КФУ синтезирован дорожный битум с повышенной адгезией к минералам
Опытная партия произведена на "Татнефтепродукте" и успешно апробирована «Камдорстроем»
Сотрудниками кафедры высоковязких нефтей и природных битумов Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ разработан высокоэффективный модификатор для дорожного битума. Профессор Алим Кемалов, доценты Павел Фахретдинов и Руслан Кемалов, аспирант Ирек Мухаматдинов в начале 2015 года получил патент РФ на изобретение.
Как отмечает один из авторов проекта, аспирант кафедры высоковязких нефтей и природных битумов Ирек Мухаматдинов, найдено решение, как повысить адгезию – прилипаемость - битумов к минеральным материалам и таким образом увеличить срок их службы.
– Известно, что битумы имеют плохое сцепление с основными (мрамор, известняк) и кислыми горными породами (гранит, кварц и т.д.), - цитирует Ирека Мухаматдинова газета. - Мы разработали связующее вещество для дорожных покрытий, которое значительно улучшает характеристики асфальтобетона, включая долговечность и морозостойкость.
Дополнительным преимуществом данной технологии является то, что в качестве структурирующей добавки казанские ученые предлагают использовать вторичный полиэтилен.
- Полученное нами техническое решение дает возможность производить асфальтобетонные смеси на битумном вяжущем из отходов ремонта мягких кровель с повышением показателя предела прочности при одновременном снижении восприимчивости асфальтобетона к температурам, - пояснил Ирек Мухаматдинов. - При этом достигается снижение расхода минерального порошка и утилизация отходов ремонта мягких кровель.
Если для производства битума любому асфальтобетонному заводу (АБЗ) нужны дополнительные инвестиции, то метод ученых КФУ можно применять уже на существующих производствах, не изменяя технологический процесс. Это позволило довести изобретение до практического применения - в качестве эксперимента такой асфальт в 2012 году был успешно уложен на опытном участке в г. Набережные Челны.
По словам завкафедрой высоковязких нефтей и природных битумов Казанского федерального университета Алима Кемалова, на 2015 год запланировано внедрение изобретения на предприятии "Татнефтепродукт", а также в двух дорожно-строительных компаниях РТ.
Присадка в составе битума увеличивает растяжимость при температуре 25 градусов - без модификатора составляет 89 см, с его добавлением – 110 см. Температура хрупкости увеличивается с минус 22,9 градусов до минус 29,1 градусов. Адгезия на щебне с 2 баллов увеличивается до максимальных 5 баллов.
- В 2012 году на заводе масел и смазок "Татнефтепродукт" мы выпустили опытную партию (500 килограмм) "Адгезолина", которую в августе того же года компания "Камдорстрой" использовала для укладки опытного участка дороги, - рассказал Алим Кемалов. – В настоящее время за ним ведется авторский надзор. На днях получена экспертная оценка дорожного покрытия, которая показала, что использование "Адгезолина" улучшило свойства асфальтобетона. Так, за период эксплуатации более 1 года улучшились прочностные характеристики асфальтобетонных смесей, полученных на основе модифицированного битума. А именно, предел прочности на сжатие при 20 0С - R20 увеличивается от 4,7 до 5,0 МПа, при 0 0С - R0 уменьшается от 12,0 до 11,1 МПа, коэффициент водостойкости увеличивается от 0,94 до 0,99.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: битум, дороги, Казанский федеральный университет, Татнефтепродукт, Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ