Цены на моторное топливо в РФ стабилизируются
Но для дальнейшего роста отрасли нужно менять схему господдержки – эксперт.
(
27 сентября 2024 12:41 , ИА "Девон" )
Ситуация на российском топливном рынке останется стабильной до конца года. Об этом на днях заявил вице-премьер РФ Александр НОВАК. На АЗС цены растут в пределах инфляции. А на оптовом рынке достаточно предложения со стороны нефтеперерабатывающих заводов, добавил Новак. Однако ряд экспертов говорит о продолжающемся росте цен. О том, как чего ждать участникам отрасли – в подборке Информагентства «Девон».
КАКИМИ БУДУТ ЦЕНЫ К КОНЦУ ГОДА?
Цены на бензин марки Аи-95 в России до конца года не изменятся. Поэтому маржинальность продаж будет близка к нулю. Таким мнением поделился гендиректор маркетплейса нефтепродуктов "Опен Ойл Маркет" Сергей ТЕРЕШКИН, пишет
«ПРАЙМ».
Несмотря на снижение оптовых цен на бензин в сентябре, операторы АЗС терпят убытки при продаже Аи-95 третий месяц подряд. Экономика продаж Аи-92 хоть и ухудшилась, но все еще положительна, отмечает эксперт.
"Биржевые цены на Аи-95 будут в среднем на 15-20% выше, чем на Аи-92, - прогнозирует Терешкин. - Нефтяникам будет необходимо компенсировать потери от роста издержек, связанного с внеплановыми ремонтами на НПЗ. Поэтому маржинальность продаж 95-го будет близка к нулю".
Сейчас сезонные факторы перестали играть ключевую роль в формировании цен на топливо. Как правило, пик роста стоимости бензина приходился на весну и начало лета из-за роста перевозок на легковых автомобилях. А в случае дизельного топлива цены активно росли во время уборочной кампании.
Однако в этом году ключевое воздействие на рынок оказывает сокращение производства бензина. Это происходит из-за ущерба инфраструктуре НПЗ из-за атак дронов, считает аналитик. "Для стабилизации топливного рынка необходимо наращивать выпуск нефтепродуктов, - подытожил Терешкин. - Однако здесь - не все в воле нефтяников и регуляторов".
Падение цен на бензин в России ожидается не ранее конца сельскохозяйственных работ. Об этом
«БИЗНЕС Online» рассказал директор по стратегии «Финама» Ярослав КАБАКОВ.
Дефицит топлива усиливается колебаниями курса рубля и увеличением экспорта нефти. Дело в том, что зарубежные продажи стали выгоднее поставок на внутренний рынок. Также влияет повышение затрат на производство и логистику топлива, включая рост издержек на оплату труда и инфраструктуру.
И это, несмотря на временное эмбарго на экспорт бензина до октября 2024 года. Однако значительных изменений не предвидится. Кабаков предполагает, что цены на топливном рынке останутся высокими в ближайшие месяцы.
В конце июля в Минэнерго заявили, что правительство России приняло принципиальное решение запретить экспорт бензина в сентябре и октябре. Изначально эмбарго действовало до конца августа.
ДОРОЖАЮЩИЙ БЕНЗИН – НАСЛЕДИЕ СССР?
За 20 лет стоимость топлива на заправках в РФ всегда росла. По данным Росстата, за этот период розничные цены на бензин выросли почти на 400%. В 2004 году литр АИ-95 стоил чуть менее 15 руб. за литр. Сейчас - почти 59 руб., подсчитали в
«Российской газете».
Вечный рост цен на бензин и дизтопливо - наследие советской системы, говорит зампредседателя наблюдательного совета ассоциации потребителей и поставщиков энергоресурсов "Надежный партнер", Дмитрий ГУСЕВ.
Низкая стоимость энергоресурсов по сравнению с рыночными ценами была основой соцподдержки населения и базой для стимулирования развития экономики страны. Но в рыночных условиях сдерживать цены невозможно. Поэтому был определен механизм индексирования цен на АЗС по уровню инфляции.
Сегодня уровень доходов граждан не позволяет установить рыночно обоснованные тарифы, подчеркивает эксперт. За счет субсидий он ограничен уровнем инфляции.
В некоторых странах считают, что необходимо установить минимальную цену на топливо, не считаясь ни с издержками производства, ни с мировыми ценами. Пример – Иран, где литр бензина стоит примерно 2,6 рублей. В Ливии этот показатель составляет 2,88 руб. за литр, в Венесуэле - 3,19 руб.
В России в цену бензина и дизельного топлива заложены не столько затраты на добычу сырья и переработку нефти, сколько значительная доля налогов. Так, акциз идет на финансирование ремонта и строительство новых дорог, а также создание сопутствующей инфраструктуры.
В некоторых странах, где отсутствуют субсидии на топливо и не такая высокая доля налогов, цены больше зависят от нефтяных котировок. «Если бы в России была такая система, мы бы могли в течение года видеть цены на заправках от 30 до 90 руб. за литр, - отмечает Гусев. - Не факт, что среднегодовая цена была бы ниже, чем существующая».
К тому же, затраты на топливо не являются основными в производственной цепочке. «Основная проблема цен на топливо в России - запрос граждан на его низкую стоимость и полное отсутствие самостоятельных действий, направленных на снижение этих затрат», - заявляет аналитик.
«Государство не подталкивает население к дешевым альтернативам. – продолжает он. - То есть, не снижает долю государственных затрат на субсидирование стоимости топлива. Более того, система демпфера носит безадресный характер».
Получается, что субсидию на топливо получают и группы населения с низкими доходами, и население с высокими и очень высокими доходами.
С одной стороны, государство финансирует развитие газомоторного топлива (ГМТ), с другой - покрывает затраты потребителям на приобретение ДТ.
НУЖНО ЛИ ПОЛНОЕ ГОСРУГЕЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ.
«Пока система торговли топливом в России очень странная, - отмечает Дмитрий Гусев. - Стоимость метана регулируется. Цена смеси пропана и бутана является рыночной. Стоимость дизельного топлива и бензина в рознице таргетируется. Ставится цель - не выше уровня инфляции».
«Выполнение нефтяниками так называемых социальных задач, а именно к ним относится сдерживание цен на топливо, идет вразрез с законодательством, - считает он. - Это противоречит и гражданскому, и налоговому кодексам».
«Многие вещи происходят на топливном рынке вразрез с нормами права, - приводит его слова РГ. - Это все накладывается в большую проблему отсутствия базовых документов для топливозаправочной отрасли. Ей нужна стратегия, генеральная схема размещения объектов инфраструктуры. Нужен закон о приоритете поставок на внутренний рынок».
«Пока это все хаотично регулируется на уровне различных министерств, ведомств, инструкций, подзаконных актов и понятийной логики, - заявляет аналитик. - В таком режиме отрасль, и так не показывающая огромного потенциала к росту, может прийти к застою».
При этом нельзя сказать, что газомотор - это рыночная альтернатива бензину и дизелю. Дело в том, что оптовый рынок метана недостаточно развит. Сжиженные углеводородные газы (СУГ), бензины и дизтопливо торгуются на биржевом рынке. Последний находится под влиянием мировых котировок.
Однако для смягчения роста цен на бензин и ДТ существует механизм демпфера. Происходят также постоянные донастройки как со стороны биржи, так и со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Они препятствуют росту оптовой стоимости топлива.
Поэтому говорить о свободном рыночном ценообразовании уже не приходится. Биржевая торговля, которая в 2008 году зарождалась для того, чтобы снять ограничения с перемещения топлива по рынку России, в итоге пришла к не меньшему количеству ограничений.
«Из прозрачной системы мы скоро придем к появлению новой профессии биржеолога, который будет разбираться во всех тонкостях процесса приобретения товара на биржевом оптовом рынке», - прогнозирует Дмитрий Гусев.
В этой ситуации стоит рассмотреть вопрос введения госрегулирования.
«Альтернативы должны стать полноценными видами топлива, - поясняет он. - Если есть метан, то ни о каких субсидиях на бензин не может быть и речи. Нужно посчитать, нужно ли нам такое количество АЗС, которое существует. Нет ли излишней конкуренции, которая плодит только убытки».
Комментарий «Информ-Девон»:
Сегодня также существует диспропорция российской нефтепереработки, сложившейся в пользу дизельного топлива. РФ долгие годы была крупным поставщиком высококачественного ДТ в Европу. При годовом производстве в 80 млн тонн солярки на внутренний рынок шла только половина.
Поэтому программа модернизации российских НПЗ, оказавшаяся успешной, предполагала увеличение выпуска дизтоплива как основного экспортного товара. С бензином же ситуация была иной.
Для преодоления перекосов РФ планирует к 2028-2030 годам нарастить производство бензина на 4-5 млн тонн. Ожидается, что этот показатель вырастет до 48-50 млн тонн в год. Это позволит иметь запас прочности в 7-8% при любых прогнозах. Выпуск дизтоплива должен вырасти на 15-20 млн тонн.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, газомотор, Биржи, дизтопливо