Цена бензина растет из-за привлекательности экспорта
Наметившийся тренд снижения цен на АЗС сошел на нет
Экспортный netback (цена за рубежом за вычетом пошлины и транспортных расходов) по бензину по итогам первой недели февраля достиг исторического максимума, составив по АИ-95 около 38,2 тыс. руб. за тонну. За неделю экспортная альтернатива прибавила более 9 тыс. руб. и теперь более чем на 5 тыс. руб. превышает биржевую цену бензина в РФ. Сходная динамика наблюдается и по другим светлым нефтепродуктам — авиакеросину и дизельному топливу (рост на 6,5 тыс. руб.).
Причина столь резкого роста привлекательности экспорта в том, что "ножницы Кудрина", последние четыре месяца снижавшие доходы нефтяников, теперь сыграли в их пользу. Февральская вывозная пошлина на бензин рассчитывалась исходя из низких котировок января, а в начале февраля цены на нефть резко выросли, увеличив тем самым и цену фактической поставки. Именно такой ситуации опасалась ФАС, предлагая при необходимости повысить экспортные пошлины для защиты внутреннего рынка. Но пока, по данным "Ъ", конкретных предложений по повышению пошлин в правительстве не обсуждается.
В итоге между netback и внутренней ценой возник огромный разрыв — теперь для того, чтобы внутренний рынок бензина вновь стал премиальным, оптовые цены должны вырасти не менее чем на 5 тыс. руб., или на 4,2 руб. за литр. Существенные объемы бензина пошли в Западную Европу, в феврале туда отгружали Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза" и Московский НПЗ "Газпром нефти". В январе же туда поставок почти не было, а подавляющая часть экспорта бензина пришлась на Казахстан и Киргизию — благодаря отсутствию пошлин, географической близости и ослаблению рубля эти страны остаются самым привлекательным направлением для российских нефтекомпаний.
Вторым фактором, который будет оказывать существенное влияние на оптовую стоимость бензина в ближайшие два месяца, стала новая рекомендация Минэнерго о наращивании запасов топлива на период ремонтов на НПЗ. Теперь нефтяники к 1 апреля должны накопить 2,5 млн тонн бензинов (считая товары в пути), хотя год назад требовалось только 1,75 млн тонн. На конец января запасы уже составляли 1,7 млн тонн, то есть за два месяца нефтяникам нужно запасти еще 0,8 млн тонн. Учитывая текущую конъюнктуру, эти объемы, скорее всего, будут сняты с поставок на внутренний рынок.
Отыгрывая эти тенденции, биржевые цены на бензин начали расти, пока довольно умеренно. С 1 февраля стоимость АИ-92 выросла на 5,8%, до 30,26 тыс. руб. за тонну, тогда как АИ-95 подорожал на 4,5%, до 33 тыс. руб.
Таким образом, тренд на некоторое снижение цен на АЗС, отмеченный "Ъ" 2 февраля и продолжившийся на прошлой неделе, завершается. В то же время резкого роста цен, которого можно ожидать в опте, в рознице в ближайшее время не произойдет. Маржа АЗС сейчас находится на рекордно высоком уровне за последние два года, а у независимых участников рынка есть запас дешевого топлива на нефтебазах.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: цена бензина, бензин автомобильный