Целенаправленное уничтожение независимых АЗС?
Дефицит бензина и рост инфляции на 1% за год – возможные последствия неправильного регулирования в ТЭК.
(
19 июня 2018 08:02 , ИА "Девон" )
Цены на бензин с начала этого года в четыре с лишним раза опередили инфляцию. Следствием этого стали акции протеста и прямые обращения к президенту РФ Владимиру Путину. Ему пришлось в прямом эфире во время «прямой линии» обещать исправить ситуацию. Однако меры властей по сдерживанию розничных цен могут привести к еще более жесткому кризису. Владельцы независимых АЗС грозят скорым дефицитом топлива и его подорожанием уже до 100 рублей за литр. Можно ли сейчас остановить рост цен на автомобильное топливо, говорится в статье, опубликованной в издании «Профиль».
БЕНЗИНОВЫЙ КРИЗИС В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
За пять месяцев 2018 года цены на автомобильное топливо подскочили примерно на 7%: литр АИ-95 подорожал с 41,05 рубля до 43,78 рубля, АИ-92 – с 38,12 рубля до 40,88 рубля. Инфляция за этот период составила 1,6%. Оптовые цены сравнялись с розничными или даже превысили их. Бизнес многих из владельцев независимых АЗС оказался на грани краха. А автомобилистам пришлось вспомнить забытые реалии 1990-х, когда на заправке вместо АИ-92 или АИ-95 заливают суррогат из прямогонного бензина с присадками или просто недоливают пару литров.
Продавцы на АЗС ищут способы выжить, считает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Покупать топливо по 43,5 рубля за литр и продавать его по 43,5 рубля практически невозможно. Есть еще оплата персонала, транспортные расходы, арендная плата и т. д. Бензин сейчас должен стоить порядка 47–48 рублей, это минимальная цена, говорит он.
Чиновники уверяют, что до такого не дойдет. Как заявил в ходе «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным министр энергетики Александр Новак, правительство приняло меры и «цены с конца мая на автозаправочных станциях не растут».
Сам глава государства признал, что ситуация на топливном рынке – это следствие неправильного регулирования в сфере энергоресурсов. Тарифная и финансовая политика страны направлена на пополнение бюджета за счет продажи сырья, пояснил президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
С нашими налогами нефтяникам выгоднее отправлять нефть и полуфабрикаты за рубеж, чем перерабатывать и продавать здесь. Довольно резкий скачок цен на нефть привел к серьезному превышению внешних цен над внутренними. Сегодня премия при поставках на мировой рынок превышает 5 тысяч рублей. Это и побудило игроков наращивать экспорт в ущерб внутреннему рынку. Ослабление рубля на фоне подорожания нефти сделало вывоз топлива еще привлекательнее, ведь издержки компании несут в рублях, а прибыль получают в валюте.
«ВНУТРЕННИЕ ЦЕНЫ ДОЛЖНЫ ПРЕВЫШАТЬ ЭКСПОРТНЫЕ»
Одновременно доминирующие на рынке вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) подкорректировали структуру своего производства. Поскольку автомобильный бензин РФ практически не экспортирует, его выпуск был сокращен в пользу востребованных за пределами страны полуфабрикатов.
Чтобы выправить ситуацию и насытить российский рынок, нужно сделать так, чтобы внутренние цены на нефтепродукты на 2–3 тысячи рублей превышали экспортные, говорит Аркуша.
Еще один фактор резкого подорожания автомобильного топлива – это акцизная политика государства, говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Власти откладывали намеченное увеличение акцизов из-за президентских выборов, но в итоге с января по май соответствующие налоги выросли на 6,4% на бензин и на 8,4% на дизельное топливо.
Теперь, чтобы стабилизировать рынок, правительство готово дать задний ход. В мае было объявлено о снижении акцизов на бензин на 3 тысячи рублей на тонну и на 2 тысячи рублей на дизтопливо. Внесенный в Госдуму проект налогового маневра предполагает отрицательный акциз (3 тысячи рублей на тонну) для НПЗ, производящих бензин, и введение плавающего акциза. В рамках последнего государство будет возмещать компаниям половину разницы между внутренней ценой топлива и экспортной. Кроме того, Минфин одобрил повышение экспортных пошлин на бензин, дизельное топливо и керосин.
Заявленное снижение акцизов само по себе не приведет к снижению розничных цен просто потому, что оптовые цены превысили розничные на сумму, превышающую предполагаемое снижение налогов. Скорее всего, экономические инициативы правительства в перспективе помогут изменить баланс на бирже. Предложение на внутреннем рынке увеличится, и это заставит оптовые цены ползти вниз. Однако рядовой потребитель заметит эффект не сразу – скажем, изменение биржевого баланса сказывается на розничном рынке с лагом в один-два месяца. А цены надо сдержать сейчас – не хватало еще во время футбольного чемпионата получить акции протеста!
Поэтому одновременно с рыночными механизмами власти задействовали административные рычаги.
НЕЗАВИСИМЫЕ АЗС СВОРАЧИВАЮТ ШЛАНГИ
В ходе «прямой линии» с Владимиром Путиным вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что правительство еще в конце мая договорилось с руководителями нефтяных компаний о заморозке цен на внутреннем рынке. Речь идет о заправках, принадлежащих ВИНК («Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и т. д.). На них приходится до 60% розничных продаж.
Такое решение должно стабилизировать рынок, но оно вызвало шок у владельцев независимых АЗС – это более 15 тысяч заправок, составляющих 60% от всей розничной сети. Чтобы не растерять покупателей, этим компаниям тоже придется придержать розничные цены. Это сделает их бизнес убыточным, ведь оптовики отпускают им топливо задорого и снижать свои цены не собираются. И, в отличие от АЗС, принадлежащих ВИНК, убытков частникам никто не компенсирует.
Такая политика не что иное, как «целенаправленное уничтожение независимой розничной инфраструктуры», считает президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. «Уже сейчас одиночные заправки и небольшие сети начали потихоньку «сворачивать шланги. Люди говорят: у меня запас прочности на неделю, если мне не дадут кредит, чтоб выплатить зарплату и погасить другие кредиты, я встаю. Если ситуация не поменяется к концу лета, процентов 30 независимой инфраструктуры мы недосчитаемся», приводит издание слова Баженова. Уход с рынка значительного числа независимых игроков приведет к дефициту топлива (его физически некому будет продавать) и резкому подорожанию бензина, вплоть до 100 рублей за литр.
Частники давно критикуют особенности ценообразования, где в оптовом сегменте действуют рыночные механизмы, а в розничном превалирует государственная целесообразность. Власти понимают значение топлива для населения, поэтому стремятся через АЗС, принадлежащие ВИНК, формировать розничную цену по формуле «инфляция минус». Это делается для того, чтобы бензин дорожал чуть медленнее средних темпов инфляции.
Такие правила игры способствуют сохранению стабильности. Они неприятны, но приемлемы для крупных компаний, где при необходимости более прибыльные подразделения могут субсидировать работу менее прибыльных, но неприемлемы для независимого бизнеса. Минимальная розничная маржинальность, которая позволит частным АЗС работать в плюс, – это 15% от мелкооптовой цены или 25% от биржевой.
АКЦИЗЫ ОТМЕНИТЬ, ЦЕНЫ ОТПУСТИТЬ
В правительстве обещают не допустить коллапса на розничном рынке. По словам Дмитрия Козака, крупные нефтяные компании уже взяли на себя обязательства ежемесячно продавать на бирже на 3% больше топлива, чем в 2017 году, по ценам, рентабельным для независимых операторов АЗС.
Участники НТС подготовили свой проект комплексных реформ, которые, по замыслу руководства союза, помогут стабилизировать топливный рынок. В долгосрочной перспективе предлагается резко увеличить обязательный объем биржевой торговли бензином до 50% и дизтопливом до 25%. Сегодня ВИНК должны продавать через биржу 10% бензина и 5% дизеля.
Топливные акцизы предлагается отменить вообще. А в качестве экстренных мер Независимый топливный союз предлагает отпустить розничные цены. В этом случае они вырастут примерно на 3 рубля. Предлагается также в ручном режиме регулировать оптовые цены, что менее вероятно.
Как ни печально, но большинство россиян не верит, что государству удастся остановить подорожание топлива. Согласно опросу ВЦИОМ от 6 июня 2018 года, 78% граждан прогнозируют дальнейший рост цен на бензин и только 5% верят в то, что цены начнут снижаться. Почему цена бензина растет в любых условиях - задается вопросом население. Это несправедливо, особенно если учесть, что Россия – один из ведущих поставщиков углеводородного сырья на мировой рынок.
А КАК ЗА РУБЕЖОМ?
На самом деле рост внутренних цен вне зависимости от мировой конъюнктуры вполне укладывается в логику сырьевой экономики. Вернее, экономики, сконцентрированной на монопроизводстве в отраслях с убывающей отдачей (к таким относится наш топливный комплекс). Если нефть дорожает, государству и нефтяным компаниям выгодно наращивать экспорт. Как следствие, получаем дефицит продукции и рост цен на внутреннем рынке. А если нефть дешевеет, то выпадающие доходы нефтяники и бюджет пытаются компенсировать за счет внутренних цен. Снова рост!
Но сейчас даже эта формула работает с трудом. 70% в розничной цене бензина у нас приходится на налоги, говорит Николаев.
Заправляясь на тысячу рублей, семьсот мы каждый раз отдаем государству – все та же логика монопроизводств. А доля сырья в конечной цене не превышает 10%. Поэтому колебания цен на мировых топливных рынках вообще мало влияют на внутренние цены.
Сегодня нефтяные компании предлагают подтянуть российские цены к мировым. На самом деле, никаких мировых цен не существует. В большинстве арабских нефтедобывающих стран власти дотируют бензин для своего населения, поэтому он стоит примерно $0,5 за литр. В государствах Европы, импортирующих углеводороды, цена литра бензина колеблется примерно от $1,3 до $2. В Соединенных Штатах, которые в марте этого года стали мировым лидером по объему добычи нефти, бензин стоит $0,85. Там государство регулирует внутренние цены посредством налоговой политики. А в Норвегии, которая тоже живет за счет экспорта нефти, бензин в розницу стоит примерно $2. В этой стране власти предпочитают использовать деньги от продажи сырья на различные соцпрограммы.
Искать связь между объемами нефтедобычи и стоимостью нефтепродуктов на внутреннем рынке – дело сомнительное, так считают экономисты. Ведь дешевый бензин сам по себе ничего не говорит об уровне жизни граждан. Надо смотреть макроэкономические показатели страны. Например, в Венесуэле бензин стоит 6,3 боливара (примерно 1,5 цента) – это самый дешевый бензин в мире. При этом экономика страны находится в постоянном кризисе, а инфляция в мае в годовом исчислении превысила 24500%.
К слову, об инфляции. По оценке Игоря Николаева, повышение цен на бензин прибавит к ней в годовом исчислении примерно 1 процентный пункт. Иных последствий от бензинового кризиса ждать не стоит. Другое дело, как надолго удастся заморозить цены, учитывая, что все предложенные правительством меры носят временный характер. И что станет с ценами, когда срок действия поблажек и ограничений истечет.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Кризис, цена бензина, Цена на нефть, Налог, бензин автомобильный