Спрос на компримированное газомоторное топливо (КПГ) на заправках компании «Газпром газомоторное топливо» за восемь месяцев этого года вырос на 13%. Об этом рассказал заместитель гендиректора компании Николай ГРАЦЕСКО в ходе круглого стола на "КАМАЗе".
В мероприятии, организованном в Набережных Челнах в рамках автопробега «Голубой коридор», приняли участие представители правительства РТ, автомобилестроители, ведущие заправочные компании и инвесторы в производство СПГ. Об этом пишет издание
«Вести КАМАЗа».
Рынок газомоторного топлива (ГМТ) в России сегодня двигают лишь несколько компаний. К концу 2021 года они планируют довести общее число АГНКС примерно до 650 штук. В частности, у группы "Газпром" есть 364 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). В Татарстане работает 24 заправки, сказал Грацеско.
О планах еще одного игрока рынка – «Газпром СПГ технологии» - рассказал врио главного инженера компании Андрей ТРОФИМОВ. С этой компанией Татарстан договорился о строительстве одного из комплексов по сжижению природного газа и сети криоАЗС. «Комплекс мы планируем строить в Садилово двумя очередями, - сказал докладчик. - Первая очередь ориентирована на производство 1,5 тонны газа в сутки. Строительство второй очереди зависит от будущей загрузки первой».
Деревня Садилово находится примерно в 40 км по трассе от Казани. Кроме того, в планах у компании обеспечение ГМТ-инфраструктурой транспортного коридора Минск-Елабуга. Этот маршрут нацелен в первую очередь на грузопотоки между объектами «МТЗ-Холдинга»: Минским тракторным заводом и его дистрибьютором ТПК «МТЗ – Татарстан», разместившимся на базе ЕЛАЗа (Елабужский автомобильный завод).
Начальник отдела маркетинга газомоторного топлива ПАО «»Новатэк» Роман ЛАНИХИН рассказал о корпоративной программе «Малотоннажное СПГ». В ее рамках компания намерена к 2026 году построить вдоль основных транспортных коридоров заправочную и производственную инфраструктуру.
«На основных магистралях – М-4, М-5, М-7, М-10, М-11 – мы хотим построить 66 заправочных пунктов, - сообщил он, - Для их обеспечения к двум нашим заводам по сжижению природного газа добавятся еще шесть в различных регионах». Для строительства заводов и сети заправок НОВАТЭК уже создал три дочерних предприятия.
На весь Поволжский федеральный округ (ПФО) у компании сегодня приходятся 2 СПГ-заправки, а всего по России их 12. В этом отношении НОВАТЭК пока лидирует. Быстро строить сеть компании позволяет выбор облегченного варианта криоАЗС. Газовая компания пока в основном ставит модульные заправки, как временное решение. Первая такая станция в мае уже открыта НОВАТЭКом в Набережных Челнах.
СПГ всегда стоит вдвое дешевле дизельного топлива. Сжиженный природный газ продается НОВАТЭКом в среднем по 29,48 рубля за кубометр. Роман Ланихин отметил, что с ростом спроса на СПГ выделяемых государством субсидий в размере 3,3 млрд рублей уже не хватает. Исполнительный директор «Национальной газомоторной ассоциации» Василий ЗИНИН подтвердил, что ассоциация поднимет вопрос увеличения субсидий перед правительством РФ.
Наибольший вклад в доведение татарстанской сети криоАЗС до планируемых 28 единиц должна внести «Татнефть». Компания располагает 834 АЗС, из которых 174 построены в Татарстане, сообщил инженер отдела АЗС УРНиН ПАО «Татнефть» Фарид БУРГАНОВ. В этом году компания планирует открыть 3 криоАЗС и 4 АГНКС. В 2022 году «Татнефть» укомплектует СПГ-заправками еще 11 своих станций, а КПГ-системами – еще 3.
Оценив их спрос, «Татнефть» будет принимать решение о дальнейшем развитии сети. Изначально КАМАЗ предлагал нефтяникам собственные инвестиции в новое оборудование для АЗС. Изучив проект, «Татнефть» решила развивать газозаправочную инфраструктуру самостоятельно.
Сегменты СПГ и КПГ не конкурируют между собой по структуре потребительской аудитории, подвел итог модератор встречи, Василий Зинин. Он подчеркнул, что покрытие инфраструктурой для этих сегментов рассчитывается по-разному. Так, компримированный газ подходит городской технике. Для нее обеспеченность АГНКС считают по площади. А для СПГ, нужного в первую очередь дальнобойщикам, – по расстоянию между криоАЗС, в среднем исходя из дистанции 400 километров.
Ассоциация видит три основные проблемы для развития сети криоАЗС, подчеркнул Зинин. Во-первых, согласно постановлению правительства РФ, один транспортный коридор должен покрывать заправками один инвестор. Только в этом случае он
может рассчитывать на субсидии. Вторая проблема заключается в том, что государство обязывает инвесторов строить криоАЗС исключительно вдоль трасс, но подходящих свободных участков нет. Третий барьер – это требования по локализации оборудования для криоАЗС. При этом большинство позиций оборудования в России не производятся.
В мае Информагенство «Девон» сообщало, что сеть АЗС «Татнефть» и КАМАЗ
запускают заправочные комплексы с блоками для заправки СПГ. В «Татнефти» этот проект увязывают с инициативами, направленными на снижение углеродного следа. КАМАЗ, в свою очередь, освоил выпуск автомобилей, использующих сжиженный природный газ. Автогигант планирует производство магистральных тягачей нового поколения на СПГ.