России грозит дефицит присадок для премиального моторного топлива
Проблему могут решить за пару лет путем импортозамещения и параллельного импорта.
(
19 августа 2022 15:49 , ИА "Девон" )
Брендированное топливо уже давно стало символом престижа и качества любой уважающей себя вертикально-интегрированной компании. "Фора" Роснефти, "Экто" ЛУКОЙЛа, "G-Drive" Газпром нефти, BP Ultimate давно знакомы российским автолюбителям. Многие из них готовы доплачивать за нефтепродукты с улучшенными характеристиками, пишет Интерфакс.
ЧТО ЗАМЕЩАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ.
Присадки снижают вредные выбросы в атмосферу, делают работу двигателя менее шумной, очищают топливную систему и уменьшают расход топлива. Но импорт многих присадок из недружественных стран в последние месяцы стал проблематичным. В связи с этим возник вопрос - а смогут ли нефтяные компании продолжить реализацию премиальной продукции?
По данным Центра развития производства присадок, рынок депрессорно-диспергирующих (ДДП) и
депрессорных присадок (ДП) к топливам, позволяющим улучшить низкотемпературные характеристики, в РФ достигает порядка 23 тыс. тонн. В денежном выражении это 18 млрд руб. Доля импорта здесь составляет 95%, так как отечественные технологии производства проигрывают предложениям ведущих мировых поставщиков (Infenium, Clariant, BASF).
Российские производители занимают значительную часть на рынке противоизносных присадок для дизельных топлив. Однако в качестве сырья они чаще всего используют импортные низкозастывающие жирные кислоты таллового масла. Поэтому истинная доля таких отечественных присадок не превышает 30%, указывают эксперты центра. В авиации собственное производство таких компонентов и вовсе отсутствует. Из двух допущенных зарубежных остался только индийский Unicor J, так как выпуск HiTEC 580 по лицензии американской Afton прекратилось.
"Рассматривая отечественное производство, необходимо решить главную проблему - получение допуска к применению топлива с новой присадкой, - сказал генеральный директор центра присадок Михаил ЕРШОВ. - Относительно малозатратный и оперативный протокол допуска будет обеспечен только для продуктов, идентичных по составу и свойствам ранее допущенным".
Для производства цетаноповышающих присадок (ЦПП), экономящих топливо и уменьшающих токсичность выхлопа, имеющихся мощностей в России должно быть достаточно. Но, по данным Ершова, наблюдается дефицит ключевого сырья - 2-этилгексанола. Производство же беззольных антистатических присадок в стране отсутствует. Основным поставщиком на российском рынке, объем которого составляет около 90 тонн в год, выступает американская Innospec.
Доля импорта многофункциональных присадок (МФП) к брендированным топливам в РФ оценивается в 95%. Ключевыми игроками на рынке объемом 10 тыс. тонн в год (5-6 млрд руб.) являются BASF и Afton. Отсутствие технологий, подтвержденных результатами испытаний, а также дефицит олефинов требуемой молекулярной массы затрудняют организацию промышленного производства данной продукции.
Как сообщили
изданию в пресс-службе Министерства энергетики РФ, работа в части обеспечения нефтегазовых компаний присадками для топлив ведется по двум направлениям. Первое из них - импортозамещение, а второе - параллельный импорт. В министерстве образована рабочая группа по вопросам снижения зависимости нефтеперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности от импорта. В группу входят представители компаний и научных организаций.
ОСТАНЕТСЯ ЛИ РОССИЯ БЕЗ ПРИСАДОК?
"Российские НПЗ обеспечены присадками к топливам преимущественно отечественного производства, - уточнили в Минэнерго. - Отдельные виды присадок поставляются в Россию из-за рубежа, из дружественных стран. Присадки, используемые нефтяными компаниями, в настоящее время обеспечивают требования к качеству моторных топлив".
В 2022-2023 годах ожидается завершение разработок и выход на рынок присадок для брендированных топлив; депрессорно-диспергирующих присадок для дизельных топлив и противоизносных присадок для реактивных топлив.
"В настоящее время необходимости замещать абсолютно весь импорт присадок нет, - пояснили в министерстве. - Импорт идет только по присадкам, которые используются для производства премиальных топлив. Запросы отечественных производителей по октаноповыщающим присадкам собственного производства, необходимых для базовых топлив, полностью обеспечены нашими заводами".
Генеральный директор консультационной компании "ИнфоТЭК-консалт" Тамара КАНДЕЛАКИ также отмечает особую зависимость отечественного рынка от зарубежных присадок для брендированных топлив. По ее словам, важным фактором качества нефтепродуктов в России являются единые требования производства в виде технологического регламента. В соответствии с ними НПЗ производят готовое топливо разных видов, вплоть до АИ-100, за исключением брендированных.
"Российское заводское топливо вопросов не вызывает, - пояснила Канделаки. - Здесь срабатывает культура производства, качество лабораторной проверки, ответственность самого НПЗ и нефтяной компании. А вот для дальнейшего производства качественных брендированных топлив требуются хорошие присадки. Прежде их поставки шли именно из-за границы. В основном это моющие присадки. Для бензинов – аминоамиды на основе карбоновых кислот и полиалкиленполиаминов, полибутенамины, полиэфирамины. Для дизтоплив - сукцинимиды, оксиэтилированные алкилфенолы".
Сейчас же, чтобы не упало качество брендированных топлив, нужно оперативно найти аналоги в дружественных странах или начать делать их в России. И тот, и другой вариант вполне возможны. Требуется только время, считает эксперт.
Однако на этом фоне обостряется еще одна проблема. Ее решение критически важно для устойчивой работы и обеспечения потребляющих отраслей и граждан, считает Тамара Канделаки.
"Я имею в виду сложности в химической отрасли РФ, которая должна стать поставщиком большинства компонентов, которые ранее не производила. В отрасли назрела комплексная проблема, и ее важность нельзя недооценивать", - подчеркнула она.
Глава Российского топливного союза Евгений АРКУША уверен, что брендированные топлива по-прежнему будут доступны потребителям.
"Во всех брендированных видах топлива на розничном рынке используются те или иные разновидности присадок, в основном двух фирм - BASF и Afton. Они обеспечивают дополнительные моющие свойства топлива. Этих присадок хватит еще надолго. Альтернатива, над которой сейчас работают российские производители, а также поставки из дружественных стран, будут способствовать тому, что автомобилисты без брендированных топлив не останутся", - уверен Аркуша.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Присадки для нефтепродуктов, качество бензина, Кризис, импортозамещение