Путь бензина от Нижнекамска до Санкт-Петербурга: как это отражается на качестве
(
8 ноября 2022 11:18 , ИА "Девон" )
На Северо-западе России сегодня работают 113 заправок бренда АЗС «Татнефть». С 1999 года в регионе работали 36 АЗС татарстанской компании. В 2019 году к ним присоединились еще 75, прежде принадлежавших финскому концерну Neste. Они располагаются в Петербурге, Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. А в 2022 году доля татарстанской компании на местном рынке
выросла до 14%.
О том, как в Петербург попадает моторное топливо из Татарстана и как контролируется его качество, рассказывает издание
«Фонтанка» в своем спецпроекте. Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
КАЧЕСТВО ТАНЕКО.
Сейчас рознично-сбытовая сеть «Татнефти» проходит ребрендинг. Изменения коснутся не только внешнего вида АЗС и организации торгового зала. Северо-запад станет первым регионом, где «Татнефть» начнет работать в премиальном формате. На заправках улучшится уровень сервиса, расширится набор дополнительных услуг и ассортимент магазина, появится новая персонализированная программа лояльности. При этом подход к ценообразованию и стоимость топлива останутся прежними.
Топливо выпускают на входящем в Группу «Татнефть» нефтеперерабатывающем комплексе ТАНЕКО, который заработал в 2011 году в Нижнекамске. Он стал первым в стране масштабным производством по переработке нефти, построенным с нуля уже после распада СССР. Для его создания многому пришлось учиться заново, а кое-что понадобилось изобрести. В ходе строительства завода разработали и внедрили более 25 новых типов оборудования, электроники и автоматики.
Производство колонн гидрокрекинга, которые в те годы было принято закупать за рубежом, наладили «с нуля» на Ижорских заводах (о том, как это было, читайте в
материале ИА «Девон»). Предприятие выпускает около 30 видов продукции — в том числе бензины АИ-92, АИ-95, АИ-98, TANECO–100 и дизельное топливо TANECO ЕВРО-6.
Бензины АИ-92, АИ-95, АИ-98 отличаются низким содержанием серы — не более 5 мг/кг при норме до 10 мг/кг для стандарта «Евро-5» и Технического регламента Таможенного союза. Это уменьшает коррозию и износ двигателя, а также содержание соединений серы в выхлопных газах. Доля полициклических ароматических углеводородов снижена на 4% по сравнению с требованиями «Евро-5» и ТР Таможенного союза.
В результате дизель полнее сгорает, а внутри двигателя образуется меньше отложений. Улучшенные показатели позволяют уменьшить нагар в двигателе и содержание вредных веществ в выхлопе. Доля олефиновых углеводородов снижена на 4%. Содержание серы — не более 5 мг/кг, то есть в два раза меньше, чем требует стандарт «Евро-5».
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОНТРОЛЬ.
Автомобильное топливо доставляют из Татарстана в Ленинградскую область на поезде. Состав, везущий бензин и дизель, прибывает на станцию Бронка. Затем вагоны ставят на участок слива-налива. Здесь одновременно могут разгружаться 14 цистерн. Их содержимое перекачивают в резервуары-башни, из которых топливо будет разливаться по бензовозам. Дорога занимает около 6 дней.
Комплекс, где хранится бензин «ТАНЕКО», расположен в Ломоносове, на южном берегу Финского залива. Компактным терминалом, построенным в 1999 году по финским стандартам, управляет северо-западное подразделение компании «Татнефть». Его главная задача — непрерывно пополнять запас топлива на АЗС.
Топливо, которое разливается по бензобакам на АЗС «Татнефть», проходит три проверки. Первая — входной контроль качества.
Сначала инспектора лаборатории поднимаются на вагоны и измеряют высоту налива с помощью специальной алюминиевой линейки — метрштока. Зная высоту, температуру и плотность горючего, можно вычислить его массу. Метршток смазан особой пастой. Она окрашивается в розовый цвет, если в содержимом цистерны присутствует вода.
Бензин во время входного контроля тестируют по четырем показателям: плотность, октановое число, содержание бензола и серы. Для дизеля также определяют четыре характеристики. Это температура вспышки для летних и межсезонных марок, температура помутнения для зимних и арктических и предельная температура фильтруемости — для всех видов топлива. Затем специалисты берут пробы топлива, которое предполагается хранить в одном резервуаре. Они смешивают их в нужной пропорции и проводят экспресс-анализ получившейся объединенной пробы.
ОТ ТЕРМИНАЛА К ЗАПРАВКЕ
Летний, межсезонный и зимний (работающий до минус 25 градусов) дизели должны воспламеняться при температуре 55 градусов и выше. Чтобы узнать, соответствует ли горючее этим требованиям, его наливают в закрытый тигель и нагревают. Прибор показывает, какой была температура топлива в момент вспышки. По итогам входного контроля лаборатория составляет и отдает начальнику смены терминала протокол испытаний. Если с содержимым цистерн все в порядке, его перекачивают в резервуары.
Бензин в резервуарах исследуют еще раз — по 17 параметрам, соблюдения которых требует техрегламент ТС. У дизельного же топлива этих характеристик 14. Процесс может занимать до двух суток. Большинство испытаний проводится в лаборатории на территории терминала. В некоторых случаях — например, для определения цетанового числа дизеля — пробы отправляются в другие подразделения лаборатории.
Паспорт топливу дается не навсегда. Если уровень горючего в резервуаре снижается либо в него добавляется содержимое нескольких цистерн, опять проводится большая проверка. Паспорт выпускают заново. Каждый автовладелец может попросить у персонала заправки паспорт конкретного бензина или дизеля, чтобы изучить характеристики.
Как тестируют бензин на моторной установке? Она позволяет имитировать работу двигателя в двух режимах — с нагрузкой и без. В результате тестирования получают значения детонации для бензина, проходящего испытание, и для эталонных образцов топлива. Их создают, смешивая два реактива — изооктан и гептан. Эти цифры используют, чтобы вычислить октановое число бензина. У качественного АИ-92 оно составляет не менее 92 единиц для режима без нагрузки и не менее 83 — с нагрузкой. Двигаясь от терминала к автозаправке, водители бензовозов должны следовать строгим правилам. Они едут по особым заранее утвержденным маршрутам и не имеют права останавливаться.
Топливо, хранящееся на АЗС «Татнефть», не остается без присмотра. Как минимум раз в год каждая из автозаправок компании проходит контрольные испытания. Сотрудники лаборатории отбирают пробы топлива из заправочных пистолетов и запрашивают соответствующие паспорта. Количество характеристик, которые проверяют в этом случае, определяет «Татнефть». Обычно их меньше, чем в длинном паспортном списке, но значительно больше, чем при экспресс-анализе.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефть в РФ, Татнефть АЗС, ТАНЕКО, качество бензина, дизтопливо