Прогнозируется рывок цен на бензин в России
А Минфин и Минэнерго считают, что демпфер предотвратит это.
(
11 января 2021 12:31 , ИА "Девон" )
Оптовые цены на топливо в России могут резко взлететь в январе вслед за ростом цены нефти. Курс рубля продолжает оставаться слабым, что увеличивает для нефтяников привлекательность экспорта бензина. На это влияет и снижение экспортной пошлины из-за налогового маневра и рост акцизов. Об этом говорится в статье «Бензин пошел нарасхват», опубликованной в издании
«Коммерсант» (Дмитрий КОЗЛОВ).
Уже с начала декабря АИ-92 и АИ-95 подорожали на 8%, до 48 тыс. руб. и почти 49 тыс. руб. за тонну. Теоретически государство должно компенсировать компаниям часть потерь от продажи топлива внутри страны через демпфер, но в январе именно компании заплатят по этому механизму в бюджет.
Цены на топливо на Санкт-Петербургской бирже (СПбМТСБ) возобновили рост в конце 2020 года. Так, стоимость АИ-95 и АИ-92 выросла на 7,7% и 8,4% с начала декабря, до 49,1 тыс. руб. и 47,6 тыс. руб. за тонну соответственно.
Еще в ноябре цены на эти марки бензинов устойчиво снижались.
Пик цен был пройден в июне-июле после того, как нефтекомпании увеличили выпуск топлива. В результате рынок стал постепенно стабилизироваться. На пике цены на АИ-95 и АИ-92 достигали 59,6 тыс. руб. и 51,5 тыс. руб. за тонну. Несмотря на это, рост цен на АЗС в 2020 году, по данным Росстата, составил лишь 2,6%, не превысив уровень инфляции (4,9%).
По данным «Петромаркета», рост оптовых цен на автобензин объясняется снижением предложения на внутреннем рынке. Продажи бензина на СПбМТСБ с 21 по 25 декабря в среднесуточном выражении упали относительно предыдущей недели на 15%. Скорее всего, производители увеличили отгрузки продукта на экспорт, отмечают в «Петромаркете». Внутренний рынок уже на протяжении 6,5 недели проигрывает в доходности экспортной альтернативе.
По данным ЦДУ ТЭК, с 16 по 22 декабря выпуск бензина в РФ увеличился на 2,6% по сравнению с предыдущей неделей. Его поставки на внутренний рынок снизились на 2,2%, а запасы на НПЗ и нефтебазах — на 3,6%.
По мнению экспертов «Петромаркета», спад предложения бензина происходил на фоне обычного предновогоднего оживления спроса на продукт со стороны отечественных автолюбителей. Повышенный спрос предъявляют и независимые операторы мелкооптового рынка автобензина, подстегиваемые ожиданием роста цен в январе из-за повышения с 2021 года акцизов на моторные топлива.
Тренд на увеличение цен на топливо может укрепиться за счет повышения цен на нефть, которые выросли в начале 2021 года почти на 10%, до $56 за баррель. Курс рубля к доллару при этом почти не укрепился. В результате экспорт бензина становится для нефтекомпаний еще более выгодным.
Для того, чтобы снизить зависимость внутренних цен от экспортной альтернативы, власти РФ ввели так называемый демпфирующий механизм. Если потенциальные доходы нефтяников от экспорта топлива становятся выше цены внутри РФ, бюджет доплачивает компаниям часть разницы между этими ценами, стимулируя поставки на внутренний рынок. Если внутренний рынок становится премиальным, то уже нефтяники платят в бюджет РФ.
Уровень «нулевого баланса» — примерно $50–55 за баррель.
По сравнению со средними значениями декабря европейские котировки на автобензин подросли почти на 15%, а на дизельное топливо — на 9%, отмечает Евгений ТЫРТОВ из Vygon Consulting. Из-за налогового маневра в январе снизилась пошлина на нефть и нефтепродукты. Под влиянием этих факторов выросла экспортная альтернатива. За ней ожидается рост оптовых котировок на внутреннем рынке, говорит он. С начала года были проиндексированы акцизы на 4%, что также скажется на росте цен на оптовом рынке.
Цены топлива в рознице сегодня сдерживаются в основном за счет нефтяников. Их убытки должен компенсировать демпфер, отмечает Тыртов. Однако с начала 2021 года этих компенсаций может оказаться недостаточно. Параметры демпфера корректировались еще в середине 2019 года при совсем других условиях и не отвечают текущей рыночной ситуации.
Так, условные цены внутреннего рынка в формуле демпфера ежегодно индексируются на 5%. В это время как фактический рост цен в рознице оказывается уже второй год подряд ниже темпов инфляции, поясняет он.
В результате, добавляет эксперт, с ростом внешних котировок демпфер «отстает» от реальных цен на рынке. Вместо получения компенсаций нефтяники сами вынуждены платить в бюджет, неся убытки.
В Минфине РФ же считают, что благодаря демпферу рост цен на бензин будет сглажен в течение одного-двух месяцев, сообщает
РБК. Это обеспечит стабильность цен для конечных потребителей». Министерство ожидает, что рост цен на топливо по итогам 2021 года не превысит уровня инфляции.
«Рост цен на 92-й бензин в России в 2020 году составил около 2%, что существенно ниже темпов инфляции. При этом в течение года наблюдались колебания оптовых цен, зависящих напрямую от мировой конъюнктуры нефтяного рынка, а также факторов спроса и предложения в моменте», добавил министр энергетики РФ Александр НОВАК.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, Налоговый маневр, Минфин, Минэнерго, Цена на нефть, Биржи