Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Осветление» бункеровки: от мазута к СПГ

Как за 20 лет изменилась морская топливозаправка и что её ждет впереди.

(15 сентября 2020 06:09 , ИА "Девон" )
В начале 21 века экологическая карта мирового судоходства имела совершенно другой вид. О том, как изменилось это топливное направление, пишет Алексей ЛАПУТИН в статье «Эволюция бункеровки: от мазута к СПГ», опубликованной в издании «Сибирская нефть». Информагентство «Девон» приводит эту статью с некоторыми сокращениями.

ВРЕМЯ ДОМИНИРОВАНИЯ МАЗУТА

Бункеровка является сервисной отраслью для судоходства. Основными драйверами процессов трансформации внутри нее становятся технологические, экологические и правовые изменения в морской отрасли, а также развитие технологий нефтепереработки.

Ранее Международная морская организация (IMO) выделяла только одну зону контроля за выбросами с судов (ECA) — район Балтийского и Северного морей. Это район с максимально допустимым содержанием серы в судовых выбросах не более 1,5%. Все остальные акватории можно было бороздить на топливе с 4,5% серы. Это делало мазут доминирующим продуктом на бункерном рынке. Его доля тогда превышала 80%.

Недостатка в таком топливе не было. Невысокая глубина переработки на нефтеперерабатывающих предприятиях обеспечивала его бесперебойное производство для нужд бункеровки. К российскому рынку это относилось в полной мере. До прихода в отрасль вертикально интегрированных нефтяных компаний оставалось несколько лет. В начале 2000-х лишь ЛУКОЙЛ организованно занимался поставками судовых топлив. На рынке главенствовали частные компании.

Тем годам сопутствовал казавшийся порой катастрофическим повсеместный (за исключением, пожалуй, Дальнего Востока) дефицит мощностей по хранению и перевалке топлив. Он делал логистику поставок весьма причудливым и полным нюансов мероприятием. Флот судов-бункеровщиков в основном состоял из однокорпусных танкеров, построенных в 1950–60-х годах и почти исчерпавших свой ресурс. 

При этом отрасль работала исправно: обеспечивала своевременность поставок и качество топлив, не допускала техногенных катастроф. А маржинальность бизнеса тех лет сегодня выглядит фантастической, превышая нынешнюю в разы.

Активное развитие бункерной отрасли началось в середине 2000-х. На рынок вышли бункерные подразделения ВИНКов. Их ресурсные и технологические возможности поспособствовали изменению конъюнктуры и дали толчок инфраструктурной трансформации бункеровки. Строительство и переоборудование терминальных мощностей позволило добиться создания понятной логистики поставок и повысить эффективность технологических процессов при смешении топлив.

Вступили в силу требования по лицензированию деятельности при производстве погрузочно-разгрузочных работ и работе с опасными грузами. Появились требования по использованию двухкорпусных судов для транспортировки тяжелых судовых топлив, по реализации планов ЛАРН (ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов) и другие стандарты.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

Ввод новых мер требовал от бункеровщиков новых инвестиций и компетенций. Он привел к росту качества услуг, созданию инфраструктуры, обновлению бункерного флота и значительному повышению уровня безопасности.

В 2010 году планка в зонах ECA была снижена до 1%, а в 2015-м до 0,1%. По остальному миру допустимый уровень серы был скорректирован в 2012-м до 3,5%, а с начала 2020-го — до 0,5%. Постоянное ужесточение требований IMO по содержанию серы в судовых топливах привело к постепенной, но достаточно радикальной смене топливного ассортимента для бункеровки. Значительное перераспределились силы среди участников рынка.

Сегодня на смену выгодным экономически, но чрезмерно грязным темным топливам приходят экологичные, с содержанием серы не более 0,1% и 0,5%. Постепенный отказ от мазута обусловлен и модернизацией нефтеперерабатывающих предприятий. Там увеличение глубины переработки ведет к сокращению выпуска темных топлив и смещению баланса в сторону премиальных светлых сортов. Доля мазута на рынке в 2020 году снизилась более чем в четыре раза.

В этих условиях «Газпромнефть Марин Бункер» занимает проактивную позицию, отмечает генеральный директор компании Алексей МЕДВЕДЕВ. «Мы были в полной готовности к новым вызовам рынка: заранее разработали и начали поставки экологичных марок топлива, - говорит он. - Сейчас мы сокращаем предложение теряющего актуальность тяжелого топлива. И будем первой отечественной компанией, которая предложит потребителям услугу бункеровки СПГ».

Бункеровка в «Газпром нефти» выделена в отдельную бизнес-единицу в 2007 году. За это время «Газпромнефть Марин Бункер» вошел в тройку крупнейших бункеровочных компаний страны с годовым объемом продаж 3 млн тонн. Выиграть конкуренцию у более опытных игроков помогло четкое понимание отраслевых трендов. «Газпромнефть Марин Бункер» отвечает за менеджмент и развитие бункерного бизнеса «Газпром нефти».

К новым международным ограничениям по сере в «Газпромнефть Марин Бункере» приготовились заранее. Сами разработали рецептуру смесевого продукта с 0,5%-ным содержанием серы и приступили к его реализации еще в 2019 году. Кроме того, специалисты компании работали над созданием экологичного топлива совместно с коллегами с Омского НПЗ. Благодаря этому они смогли обеспечить потребности рынка в новых экологичных продуктах.

В ближайшие годы Международная морская организация введет новый пул ограничений, на этот раз по содержанию в топливах окислов азота. Это делает актуальным развитие нового сегмента рынка, связанного с использованием в бункеровке сжиженного природного газа (СПГ), не имеющего таких примесей. В случае развития инфраструктуры для производства, сжижения и хранения СПГ и возникновения благоприятной ценовой конъюнктуры интерес к этому виду топлива со стороны судовладельцев не заставит себя ждать.

Обеспечить их  продуктом для заправки судов в балтийском регионе «Газпромнефть Марин Бункер» будет готов уже в 2021 году. Тогда воплотится в жизнь проект СПГ-бункеровщика «Дмитрий Менделеев» — первого в стране и в линейке таких судов «Газпром нефти».

Ранее Информагентство «Девон» сообщало,  что ряд российских компаний («Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Татнефть») начали выпускать низкосернистое судовое топливо. Оно соответствует новейшим экологическим стандартам.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: СПГ, Транспорт, Мазут, Экология, Газпром нефть

 

к следующей новости раздела

16 сентября 2020

Башкирия будет субсидировать до 40 млн рублей за каждую новую газозаправку

к предыдущей новости раздела

4 сентября 2020

АГНКС Газпрома в Татарстане станут частью инфраструктуры коридора «Европа – Западный Китай»

к следующей новости главной ленты

15 сентября 2020

Умер выдающийся геофизик Ринат Харисов

к предыдущей новости главной ленты

14 сентября 2020

Новая парадигма освоения недр позволит добывать нефть 200 лет