Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Названы узкие места поставок топлива на АЗС

Эксперты и участники рынка предлагают расширять продуктопроводы и расшивать железные дороги…

(25 августа 2023 08:18 , ИА "Девон" )
Все больше регионов России сообщают о нехватке топлива на АЗС. Дефицит бензина и дизеля наблюдался в южных, центральных и дальневосточных регионах. Правда, в Минэнерго уже заявили, что топлива должно хватить для обеспечения потребностей автомобилистов, аграриев и промышленности. О том, что происходит на топливном рынке – в подборке Информагентства «Девон».

ТРЕТЬ ТОПЛИВА ЗАСТРЯЛА В ПУТИ.

Так, нехватка топлива на заправках в Крыму, Краснодарском крае и других южных регионах образовалась из-за нарушений срока доставки грузов по железным дорогам. Об этом пишут «Известия».

«В прошлом месяце не хватало АИ-95. Теперь на некоторых заправках нет АИ-92 и дизеля», - говорит гендиректор крымского ООО «Мосрегионгаз» Герман КОЛОТОВ. - Поезда из Центральной России с нефтепродуктами идут на несколько недель дольше обычных сроков».

Отсутствие в продаже дизеля на заправках в этих регионах подтвердил «Известиям» президент крупной ассоциации грузоперевозчиков «Грузавтотранса» Владимир МАТЯГИН. Он отметил, что на отдельных АЗС клиентам говорят, что колонка с таким топливом сломана.

Проблему с исчезновением бензина на некоторых заправках подтвердили управляющий партнер саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина САВКИНА, руководитель отделения Российского топливного союза (РТС) в Новосибирской области Сергей Лацких, а также участники топливного рынка в Рязанской области.
«Сейчас работаем на низких остатках, практически с колес по всем видам топлив, — сказала Екатерина Савкина. - На отдельных АЗС региона нет АИ-92, АИ-95 и дизеля».

В конце июля сроки перевозки топлива по железной дороге в России увеличились в два раза по сравнению с прошлым годом. Железнодорожные магистрали оказались перегружены из-за переориентации экспорта угля с западных направлений на восток.

Причиной стали изменившиеся экономические условия. В свете антироссийских санкций компаниям пришлось перестраивать свои логистические цепочки. Повлиял и туристический спрос (из-за сложностей с выездом за рубеж, подорожавших туров и авиабилетов многие едут на юг на поездах и машинах - прим. Информ-Девон).

По данным РТС, примерно треть всего товарного бензина находилось в пути. В РЖД тогда отмечали, что находятся в постоянном контакте с грузоотправителями и доносят до них необходимую информацию о всех возможностях и проблемах. Увеличение сроков доставки там также связывают с ростом средней дальности перевозок и с простоями, не зависящими от «Российских железных дорог».

Влияют на ситуацию и ремонты НПЗ, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий ГУСЕВ. К примеру, в августе о нехватке бензина на заправках в Волгоградской области сообщили в региональном комитете промышленной политики, торговли и ТЭК. Там пояснили, что проблема возникла из-за ремонта на Астраханском газоперерабатывающем комплексе Газпрома. С этой же проблемой столкнулись и астраханцы.

Перебои с топливом возникли на 22 заправочных станциях, принадлежащих группе компаний «Газпром» (об этом ИА «Девон» писало здесь). Как заявлял министр промышленности региона Илья Волынский, Астраханский ГПЗ к концу месяца возобновит снабжение заправочной сети в полном объеме.

АГРАРИИ БЬЮТ ТРЕВОГУ.

В регионах обеспокоены не только проблемой просрочек поставок топлива, но и увеличением его стоимости, отметил Гусев. Так, Минсельхоз Оренбуржья обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) из-за резкого роста цен на дизтопливо.

В Южном федеральном округе с мая цены на моторное топливо выросли на 25%. По словам гендиректора компании «АгроГард» Павла ЦАРЕВА, кроме увеличения цен ГСМ также наблюдаются проблемы с доставкой на предприятия Краснодарского края.
«Сейчас в Краснодарском крае отмечается дефицит топлива, — сообщил он. - Поэтому его везут из прилегающих регионов — Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей».

Проработкой топливного вопроса уже занялись в министерствах сельского хозяйства Ростовской и Рязанской областей. А власти Хабаровского края пожаловались на рост цен топлива в Минэнерго.

В Минсельхозе РФ сообщили, что направили обращение в Минэнерго и Минтранс. 17 августа на площадке Минэнерго с участием Минсельхоза и топливных компаний прошло совещание по стабилизации цен на ГСМ. Топливным компаниям рекомендовано сдерживать цены на горюче-смазочные материалы в аграрных областях.

«Были достигнуты договоренности с РЖД и нефтекомпаниями по точечному решению проблемных вопросов, исходя из безусловного приоритета снабжения топливом аграриев в период уборки урожая и сева озимых зерновых культур, — заявили в Минэнерго.

«На рынке наблюдается рост цены дизельного топлива, - зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий ЛЕОНОВ. - Если такая тенденция сохранится, это может повлиять на себестоимость отдельных категорий сельхозпродукции, доля расходов на логистику в которых высока».

Рост розничных цен предсказуем на фоне рекордного подорожания топлива в опте. Оптовая цена бензина в России летом неоднократно била рекорды, а рост розничной превысил темпы инфляции. 21 августа АИ-92 стоил около 62,1 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — 70,2 тыс., дизель — 66,6 тыс. руб. Средние розничные цены на бензин с 8 по 14 августа выросли на 29 копеек — до 53,98 рубля за литр, сообщал Росстат.

Привязка российских цен на топливо через демпфер к иностранным рынкам также играет свою роль. Чем слабее рубль, выгоднее поставлять бензин и дизтопливо на экспорт. Механизм демпфера был введен в 2019 году для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. При высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при низких платят в бюджет.

В формуле демпфера заложена индикативная цена на бензин и дизтопливо — оптовая цена, которую устанавливает правительство. От нее зависит уровень компенсации нефтяникам. В июне в Минфине сообщили, что выплаты нефтекомпаниям по демпферу с 1 сентября сократятся вдвое (на 50 млрд рублей в месяц).

ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ НЕВОЗМОЖНО.

Решить ситуацию могло бы ограничение объемов экспорта нефтепродуктов и увеличение объемов обязательной продажи топлива на бирже, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир ЧЕРНОВ. Ранее в Госдуме уже выступили за повышение экспортной пошлины на нефть. Депутаты считают, что это поможет сдержать рост цен на топливо в России и насытить внутренний рынок.

Такого рода проблемы случаются чуть ли не каждый год, приводит «Инфотэк» слова Дмитрия Гусева. После завершения летнего отпускного сезона и уборки урожая о них постепенно забывают. Проблема «рассасывается» сама собой до следующего сезона. В этот раз ситуация более сложная, так как загрузка железнодорожных путей выросла. Однако проблема "рассосется" и в этот раз, так как сезон уже заканчивается, а новые вагоны приходят.

Чтобы ситуация не повторилась, России нужно задуматься о строительстве продуктопроводов для ослабления нагрузки на железнодорожные пути. Нужно публиковать графики ремонтов НПЗ, а также пересмотреть ограничения для бензовозов, добавил он.

Между тем, операторы автомобильных перевозок предложили ввести госрегулирование цен на бензин и дизельное топливо. Об этом пишет «Московский Комсомолец». В Минэнерго ответили, что это может привести к дефициту данных видов топлива.

Там напомнили, что законодательством не предусмотрено ограничение стоимости нефтепродуктов. Она должна формироваться на основе рынка. Любая попытка прямого вмешательства в регулирование цен подрывает механизм рыночного ценообразования.

Минэнерго предложило не связывать прямо колебания цен на оптовом рынке с розничными ценами, так как первые имеют более значительную динамику в исторической перспективе. Они зависят от рыночной конъюнктуры, спроса и предложения, а также от мировых цен на нефть. В этом году рост стоимости российской нефти и снижение курса рубля оказали дополнительное влияние.

Министерство признает проблему с ценами на топливо. В Минэнерго регулярно проводят совещания с участниками рынка и РЖД для решения вопросов своевременной доставки грузов.

Кандидат экономических наук Михаил БЕЛЯЕВ считает, что пока ФАС «не будет жестко вмешиваться в рынок», ничего не изменится. Беляев предложил наделить Федеральную антимонопольную службу правом проводить собственный аудит, сообщает севастопольское издание ForPost. Эксперт считает, что главы регионов могли просчитать все риски и подготовиться к коллапсу.

«Региональные власти не имеют полномочий влиять на стоимость топлива, – ответил губернатор Михаил РАЗВОЗЖАЕВ. - Поставку топлива в розничные сети АЗС основные нефтетрейдеры Севастополя ведут через закупку всех видов топлива на Санкт-Петербургской бирже. По моему поручению ежедневно идёт мониторинг цен и запаса топлива по основным нефтетрейдерам Севастополя. Это ООО «ТД Крым-Ойл» (сеть заправок TES) и ООО «Крым Ойл» (сеть заправок ATAN)».

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: ФАС, Минэнерго, РЖД, трубопроводы, Кризис, цена бензина

 

к следующей новости раздела

28 августа 2023

Эксперты назвали условия доступности АЗС для электромобилей

к предыдущей новости раздела

22 августа 2023

В РФ разработан процесс алкилирования для бензина Евро-7

к следующей новости главной ленты

25 августа 2023

В Альметьевске нефтяники провели свои «Игры будущего»

к предыдущей новости главной ленты

24 августа 2023

Российский ускоритель частиц применят для исследования недр