Названы причины роста цен на АЗС в 2024 году
(28 декабря 2024 11:22 , ИА "Девон" )
Розничные цены на бензин с начала 2024 года, по данным Росстата, выросли на 11% при средней инфляции по стране 9,5%. Почему это произошло, объясняет «Российская газета» в статье «Почему цены на АЗС по итогам года обогнали среднюю инфляцию». Информагентство «Девон» приводит основные моменты из этой публикации.
Сильнее всего обогнал инфляцию бензин премиальных марок АИ-98 и выше, они подорожали на 20,2%. АИ-92 и АИ-95 превысили средний уровень роста цен по стране незначительно - на 9,7 и 9,8%, соответственно.
Зампредседателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий СТАНКЕВИЧ объяснил это "эффектом домино". Различные факторы накладывались друг на друга: общая ситуация в экономике, давление санкций, внеплановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), логистические проблемы в зоне ответственности РЖД и ослабление рубля.
Внеплановые ремонты на НПЗ из-за износа оборудования и прилетов БПЛА в основном происходили в первой половине уходящего года. Проблемы с заменой вышедшего из строя оборудования для НПЗ, недоступного из-за санкций, сохранились и сейчас, но заводы работают. Дефицита топлива на рынке нет. Для этого периодически в России вводился запрет на экспорт бензина. Последний был снят только с начала декабря.
Сложности с логистикой усугубились из-за высокой загрузки железнодорожных магистралей, ведущих на восток и юг. Впрочем, сообщений о серьезных перебоях с поставками и глобальной нехватке топлива в регионах не было.
Что касается рубля, то, как отмечает член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, вся наша система налогообложения, в том числе сырьевых товаров, завязана на иностранные, западные рынки и котировки в долларах. Поэтому ослабление рубля к валютам этих рынков означает рост экспортной альтернативы.
Поэтому рассчитывать, что в следующем году цены на АЗС остановятся, не стоит. Как поясняет Станкевич, среди мер, которые будут рассматриваться в будущем году правительством и Государственной Думой, - увеличение порогов отклонения цен для выплаты демпфера (механизма компенсаций из бюджета нефтяникам части упущенной экспортной выгоды при поставках топлива на внутренний рынок по низким ценам) отдельно по бензину и по дизельному топливу.
Соответствующие поправки в Налоговый кодекс рассматривались в ноябре, их принятию препятствовало отсутствие консолидированной позиции правительства. В декабре нефтяные компании направили вице-премьеру Александру Новаку очередное ходатайство по этому вопросу.
У правительства, как отмечает Гусев, остается на крайний случай нерыночный инструмент - запрет экспорта. Кроме того, ожидаются новые корректировки демпфера. К примеру, ФАС уже в декабре предложила разделить демпфер еще и по маркам бензина АИ-92 и АИ-95 (сейчас считается только по АИ-92).
Но рынок ждет системной работы, считает эксперт. Нужно решать с поставками по железной дороге, строить новые нефтепродуктопроводы, задействовать другой транспорт - автомобильный, речной. И необходимо законодательно закрепить приоритет поставок топлива на внутренний рынок.
Тем време6нем стоимость бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) росла четыре предыдущие дня подряд и к середине пятницы достигла 55 416 рублей за тонну. Об этом сообщил Прайм.Кроме того, в пятницу подорожал и бензин Аи-92: за день его стоимость выросла на 1,27% - до 52 265 рублей за тонну.Тонна зимнего дизельного топлива подорожала на 1,26%, до 69 729 рублей, межсезонного - на 0,42%, до 55 027 рублей. В то же время цена на летнее дизтопливо выросла на 0,06% - до 54 356 рублей за тонну.Мазут вырос в цене на 0,8% - до 30 817 рублей за тонну. Цена на сжиженные углеводородные газы (СУГи) поднялась на 2,15%, до 17 543 рублей за тонну.
ИА "Девон" 2 декабря писало: «К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЭКСПОРТА БЕНЗИНА. …И почему дорожает солярка – аналитики».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: цена бензина, дизтопливо, СПбМТСБ