Названы причины быстрого старения моторного топлива
Можно ли восстановить старый бензин и какой срок годности у дизтоплива – советы автомобилистам.
(24 ноября 2025 19:34 , ИА "Девон" ) На фоне роста цен и дефицита моторного топлива на многих АЗС по всей России ограничивали отпуск бензина и дизтоплива в канистрах. О том, на какой срок можно запасаться топливом, – в подборке Информагентства «Девон».С течением времени нефтепродукты подвергаются химическим и физическим изменениям, которые ухудшают их характеристики. Об этом говорится в статье на портале «Рывок». Бензин содержит легкие фракции, которые со временем испаряются. Это приводит к ухудшению воспламеняемости. Окисление бензина сопровождается образованием кислородсодержащих соединений, которые становятся причиной лакирующих отложений в топливной системе.
В бензине смолы и лаки оседают на форсунках и клапанах двигателя, ухудшая его работу. В дизельном топливе осадки приводят к засорению фильтров и образованию нагара в камере сгорания.
ЭКСПЕРТ НАЗВАЛ СВОЙСТВА ГСМ ДЛЯ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ АВТО.
Раскрыты производственные «секреты» качества топлива и смазки, от которых зависят ходовые характеристики и долговечность автомобильного двигателя.
Вода — один из главных факторов порчи нефтепродуктов. Она может попадать в виде осадков при несоблюдении правил хранения. Также конденсат образуется при перепадах температуры. Вода способствует развитию микроорганизмов, которые формируют биопленку и закупоривают фильтры. В дизельном топливе это приводит к образованию парафинов и загустению при низких температурах.
Дизтопливо менее подвержено испарению, но активнее окисляется при контакте с кислородом. Окисление приводит к изменению цвета, увеличению вязкости и образованию нерастворимых частиц. Они ухудшают работу фильтров и форсунок.
Со временем в топливе образуются тяжелые углеводородные соединения, которые выпадают в осадок или превращаются в смолистые отложения. Основные причины этого явления: полимеризация продуктов окисления, взаимодействие с металлическими поверхностями емкостей и загрязнение механическими примесями.
Бензин портится быстрее, чем ДТ. Особенно, если находится в негерметичных емкостях из обычной стали и постоянно подвергается воздействию высоких температур. Средний срок хранения марок, в составе которых отсутствуют стабилизаторы, составляет не более 3-6 месяцев.
Бензин с присадками не утрачивает свои свойства на протяжении года. По ГОСТу АИ 95 и АИ 92 можно хранить до двух лет в цистернах и до 12 месяцев в канистрах. Срок годности у АИ-76 в канистрах — 2 года, в утопленных баках — около 3 лет.
Дизельное топливо в баке сохраняет свойства до 6 месяцев, в цистернах — до 24 месяцев. Но в морозы солярка часто замерзает. Поэтому специалисты рекомендуют в холодные периоды переходить на зимний вариант дизтоплива со специальными катализаторами и добавками.
Есть несколько способов восстановления «залежавшегося» бензина. Это добавление присадок и фильтрация. Чтобы удалить осадки, загрязнения и продукты окисления, используются топливные фильтры с мелкой сеткой, а также специальная ткань или бумага.
Один из наиболее простых и эффективных методов - разбавление свежим топливом. При этом важно соблюдать пропорции. Если горючее хранилось 6–12 месяцев, его нужно разбавлять с новым в пропорции 1:1.
Если бензину больше 1 года, то к 25% объему старого топлива требуется налить 75% нового (пропорция - один к трем). Бензин, которому более двух лет, использовать крайне нежелательно даже после разбавления.
Понять, что топливо непригодно, помогает ряд признаков. Резкий запах ацетона или растворителя свидетельствует о разложении углеводородов. Темный, мутный оттенок говорит об окислении и наличии смол. Осадок и взвесь указывают на разрушение структуры бензина.
При низкой летучести топливо плохо испаряется и не воспламеняется должным образом. Если хотя бы один из этих признаков выявлен, горючее лучше не заливать в бак автомобиля даже после разбавления и фильтрации.
Современные бензины утрачивают исходные качества относительно быстро из-за более экологически чистых присадок, пишет издание «За рулем». Устаревший тетраэтилсвинец, который повышал октановое число топлива еще в 1990-х, был заменен более экологически чистыми присадками. Среди них - метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), спирты и ароматические углеводороды. Они являются более летучими и менее стойкими к деструкции.
Октановое число и климатическая зона эксплуатации машины не влияют на срок годности. Так что АИ 95, налитый в канистру, через год может потерять характеристики, и даже нанести вред двигателю или топливной системе авто.
Комментарий ИА «Девон»:
Первый признак «выдохшегося» бензина – плохой запах. При включенном моторе ощущается запах гари. Самый неприятные симптомы — это детонация, чиханье и другие необычные шумы. Мотор работает неровно. Это приводит к снижению мощности и порче двигателя.
Поэтому не стоит хранить автомобильный бензин в пластиковых канистрах и подвергать его воздействию солнца.
В октябре 2025 года вице-премьер РФ Александр НОВАК предложил на полгода разрешить использование монометиланилина (ММА) — химической добавки, которая повышает октановое число бензина. Она была запрещена в РФ с 2016 года из-за экологических требований.
Минэнерго также поручено изменить нормативы качества бензина класса Евро-5, временно допустив более высокую долю ароматических соединений и ММА. Кроме того, может быть отменен акциз на этиловый спирт для стимулирования его использования в производстве бензина.
По расчетам кабмина, все это позволит дополнительно направлять на внутренний рынок не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 000 тонн дизтоплива ежемесячно.
При этом монометиланилин может продлить срок хранения бензина и сохранить его качество. ММА снижает расход топлива и обладает антиоксидантными свойствами и. То есть, он защищает топливо от окисления и распада при длительном хранении. Монометиланилин выступает стабилизатором, предотвращающим образование в автомобильном бензине смолистых отложений.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: качество бензина, дизтопливо, Транспорт, Присадки для нефтепродуктов

