Газомоторному топливу нашли будущее в лице судоходства и большегрузов
(
28 октября 2022 06:04 , ИА "Девон" )
Общемировой тренд на декарбонизацию, которого придерживается и Россия, заставляет обращать внимание на экологически безопасное топливо для транспорта. Так, использование газа в качестве топлива способно существенно снизить выбросы в атмосферу, пишет
«Российская газета». Информагентство «Девон» приводит также интересные сведения из публикации Ростеха об истории газомотора.
СУБСИДИИ И УПРОЩЕНИЕ ПЕРЕВОДА.
Сегодня в мире эксплуатируется около 1,4 миллиарда автомобилей. Однако только 24 миллиона работают на газомоторном топливе. Общее число газозаправочных станций насчитывает около 31 тысячи. Популярность ГМТ для транспорта увеличивается как в мире, так и в России. По данным Газпрома, количество газозаправочных станций в РФ за последние пять лет увеличилось на 80% - с 351 до 631.
Увеличился и объем потребления газа - с 608 млн кубометров до 1,325 млрд в 2021 году. Доля автопарка, работающего на газовых двигателях, также стала больше. В 2017 году он насчитывал 107 тысяч единиц, а в 2021 году уже 259 тысяч. Наибольший прирост пришелся на легковые автомобили. Рост составил 59% за последние пять лет.
По прогнозам Международного энергетического агентства, доля газа в структуре общемирового потребления топлива для транспорта будет составлять от 4 до 5,5% к 2030 году. Россия не намерена отставать от общемировых тенденций. В феврале 2021 года Правительство РФ утвердило дорожную карту по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа (СПГ) и ГМТ до 2025 года.
На
развитие сети газозаправочных станций, использующих сжатый метан, будет направлено 26,6 миллиарда рублей. Это позволит бизнесу компенсировать часть затрат на строительство. Также деньги пойдут на компенсацию убытков, которые неизбежны в первые три года эксплуатации станций. До 2024 года госсубсидии должны получить 538 заправок. Эти меры призваны помочь инвесторам сократить сроки окупаемости станций до 7 лет. Государство также направит автопроизводителям субсидии в размере 10 миллиардов в год.
Распространению такого транспорта будет способствовать развитие законодательства (об этой проблеме ИА «Девон»
писало здесь). "Упрощение легализации силовых установок на газомоторном топливе позволит большему количеству людей их использовать, - поясняет доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Перельман. - Сейчас водителям приходится согласовывать с ГИБДД установку оборудования. Для части изменений в конструкции не понятен правовой статус".
СУДОХОДСТВО КАК НОВАЯ НИША ДЛЯ ГМТ.
"Переход с нефтяного на газомоторное топливо в России не будет массовым, - считает президент Национальной палаты инженеров Игорь МЕЩЕРИН. - Во-первых, с экономической точки зрения целесообразным использование газа является в тех странах, где дорогой бензин, небольшие расстояния и относительно дешевый газ. Например, рынок ГМТ хорошо развивается в Армении и Узбекистане. У нас ситуация несколько иная - не слишком дорогой бензин, а территория большая».
«Во-вторых, автотранспорт на газе проигрывает электротранспорту по простоте конструкции двигателей, безопасности и простоте обслуживания, - добавляет он. - Однако в морском и речном, грузовом транспорте - везде, где необходимо преодолевать большие расстояния на двигателе большого объема, газ становится хорошей альтернативой нефтяному топливу. Особенно неэкологичному флотскому мазуту и дорогостоящему ДТ класса Евро-5".
Требования о снижении выбросов парниковых газов и различных загрязняющих атмосферу веществ сегодня активно лоббируются в судоходстве. Так, в прошлом году Международная морская организация приняла поправки, согласно которым с 1 июля 2024 года будет введен запрет на использование тяжелого топлива в Арктике.
Для других акваторий также существуют различные предписания, стимулирующие судоходные компании снижать вредные выбросы в атмосферу. В конечном итоге международное законодательство ужесточит требования к судам, использующим тяжелое топливо и вынудит искать ему альтернативу, пишет издание.
ДВИГАТЕЛИ НА ГАЗУ БЫЛИ РАНЬШЕ БЕНЗИНОВЫХ
При этом газомоторная техника – это не изобретение сегодняшнего дня. Об этом говорится в статье, опубликованной пресс-службой «Ростеха». Госкорпорации принадлежит челнинский гигант «КАМАЗ», выпускающий и транспорт на ГМТ.
Сегодня об этом мало кто знает, но первым двигателем внутреннего сгорания был двигатель на газе. Еще в 1801 году француз Филипп Лебон, изобретатель «светильного» газа, предложил использовать свое изобретение в качестве топлива для двигателя. В 1858 году, бельгиец Жан Жозеф Этьен Ленуар создал первую рабочую модель ДВС на «светильном» газу.
Через несколько лет появились первые пассажирские экипажи, движимые газом. Началось серийное производство моторов во Франции и Германии. Применялся газ и в авиации. В 1872 году четырехцилиндровый двигатель Ленуара установили на дирижабль, причем в качестве резервуара выступала оболочка самого воздушного судна. В 1876 году немец Николаус Отто разрабатывает более производительный четырехтактный газовый двигатель, который быстро завоевал популярность.
Газовые двигатели вытеснил созданный в 1880-е годы двигатель, работавший на бензине. «Добил» газовое двигателестроение мотор Рудольфа Дизеля, изобретенный в 1893 году. О газе вспомнили, когда ощущалась острая нехватка топлива из нефти – в годы Первой мировой войны. Со временем в странах Европы газомоторные автомобили набирали популярность, разрабатывались новые стальные баллоны, строились газозаправочные станции. Лидерами здесь снова выступали Франция и Германия.
В 1920-е годы автомобили на газе приходят и в СССР. Здесь создавали машины, оснащенные газогенераторами. Газ производился непосредственно в автомобиле, а топливом служили дерево, торф, уголь. В 1935 году газогенераторные автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-АА совершили испытательный пробег Москва – Ленинград – Москва. Впрочем, такой вид двигателей был очень громоздким и мог устанавливаться только на грузовые машины.
Следующий подъем интереса к газовой теме случился в годы Великой Отечественной войны, когда все нефтепродукты уходили на нужды фронта.
Во время энергетического кризиса 1970-х годов газомоторное оборудование пережило очередной взлет. К 1980 году в мире с помощью природного газа передвигалось уже около 400 тыс. автомобилей. В 1981 году в Советском Союзе приняли госпрограмму по развитию газобаллонного транспорта. Началось его серийное производство на заводах ЗИЛ, ГАЗ и КАМАЗ.
КАМАЗ ОСВАИВАЕТ НОВЫЕ МОДЕЛИ НА ГМТ.
Серийный выпуск газодизельных машин, работавших на смеси жидкого топлива и газа, начался в Набережных Челнах в 1986 году. Газобаллонным оборудованием оснащались модели КАМАЗ-53208, КАМАЗ-53218, КАМАЗ-54118 и КАМАЗ-55118. В 1992 году на заводе открылся новый корпус газодизельных машин, рассчитанный на выпуск 25 тыс. единиц в год.
Сегодня для КАМАЗа газомоторная техника уже стала привычным серийным продуктом. Предприятие производит модельный ряд, эквивалентный дизельному. Серийно выпускается газовый 12-литровый двигатель. Готовится к выпуску рядный 13-литровый двигатель нового поколения Р6 мощностью 450 л.с. На татарстанском заводе выпустили более 17 тысяч автомобилей и автобусов на природном газе.
В 2015 году был открыт новый корпус газовых автомобилей. На газ переходят не только челнинские тягачи и самосвалы, но и автобусы, и спортивные машины КАМАЗа. Заключаются крупные соглашения с Газпромом, другими компаниями и регионами на поставку газомоторной техники.
В ближайших планах компании – вывести на рынок в конце 2023 года наиболее востребованные газомоторные магистральные тягачи КАМАЗ-54901, а также транспортные автомобили КАМАЗ-65657 и КАМАЗ-65658. Разработка и освоение дизельных и газовых моделей новейшего поколения К5 (тягачи премиум-сегмента) ведется одновременно. Дочернее предприятие НЕФАЗ выпускает несколько моделей газовых автобусов. В 2024 году планируется начать производство сочлененного автобуса особо большого класса на газе.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транспорт, РОСТЕХ, КАМАЗ, газомотор, история