Эксперты дали прогноз вероятности дефицита зимнего дизеля
Несмотря на рост экспорта, нефтепереработчики закроют потребности топливного рынка, но локальные трудности возможны.
(
30 октября 2023 16:23 , ИА "Девон" )
Переход на зимнее дизтопливо – традиционно напряженное время для российского рынка нефтепродуктов. В этом году сезонные продажи зимнего ДТ на Санкт-Петербургской бирже начались с исторически высоких цен. О том, продолжится ли зимой дефицит топлива, - в подборке Информагентства «Девон».
КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ С ЗИМНИМ ДТ?
В октябре зимнее дизтопливо торгуется на СПбМТСБ на максимальных уровнях. Ниже 73 тыс. руб. за тонну цена не опускалась, сообщает
Интерфакс. Сейчас средняя месячная цена зимнего ДТ находится на отметке 74,5 тыс. Это на 8% выше, чем в октябре 2022 г.
Эксперты подчеркивают, что в сентябре-октябре традиционно растут цены на зимний ДТ.
"В отличие от летнего топлива, которое можно было накопить в запасах, морозостойкие сорта накапливают только перед началом сезона, - поясняет руководитель группы стратегического консалтинга Kasatkin Consulting Ольга НАСИКОВСКАЯ. - Увеличить предложение за счет остатков не получится".
По итогам октября предложение зимнего дизтоплива на бирже снизится на 21% - до 300 тыс. тонн. Такие данные приводит главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов ООО "Петролеум Трейдинг" Андрей ДЬЯЧЕНКО. Однако если рассматривать показатель за два первых осенних месяца, то он составит 481,3 тыс. тонн. Это на 1,8% больше, чем в сентябре-октябре прошлого года.
"До конца октября можно ожидать еще порядка 80-90 тыс. тонн зимнего ДТ и 75-85 тыс. тонн межсезонного, - говорит Дьяченко. - И это на фоне очень низких объемов производства дизельного топлива в целом".
Он связывает причины снижения переработки с ремонтами на НПЗ. Текущий цикл намного глубже, чем прошлогодний, если оценивать по объемам производства.
Эксперт подчеркивает, что развитие ситуации на рынке дизтоплива зависит от того, смогут ли нефтяники повысить объем производства. Дело в том, что больших запасов зимнего ДТ сейчас нет. При этом нельзя забывать о внеплановых рисках. Например, нельзя исключить несвоевременный выход из ремонтов ряда НПЗ или возникновение логистических проблем.
"Суммарно в цифрах положение может выглядеть нормальным, но на карте – нет,- считает Андрей Дьяченко. - Предложение может быть в одном регионе, а спрос и дефицит сформироваться в другом. Не все в руках ВИНК".
Внутренний спрос на зимнее дизельное топливо в 2023 году составит около 18,4 млн тонн, подсчитали эксперты "Петромаркета". При этом он будет покрыт заводским продуктом только на 90%.
"Разница между спросом и заводским производством – это ниша для суррогатного продукта, полученного путем смешения авиакеросина с летним или межсезонным дизелем, а также средними дистиллятами, - подчеркивают аналитики. - Суррогат традиционно решает проблему дефицита заводского продукта".
Если возникнет дефицит суррогата, то ситуация на рынке зимнего дизтоплива станет по-настоящему напряженной. Но пока предпосылок для появления такого дефицита нет, считают в "Петромаркете". Во-первых, в стране нет недостатка в компонентах для смешения, в том числе авиакеросина. Во-вторых, смешение дает хорошую маржу даже с учетом выплаты акцизов на авиакеросин, вовлекаемый в производство суррогата.
Производство керосина в РФ в январе-августе оценивается в 7,5 млн тонн. Из них было поставлено за рубеж 1,1 млн тонн. Основным экспортером авиатоплива является НОВАТЭК. Компания отгрузила по морю более половины этого объема - около 680 тыс. тонн. Остальную часть - около 430 тыс. тонн - поставили по железной дороге за рубеж другие производители. Среди них - "Газпром нефть", "Роснефть", ЛУКОЙЛ.
ЗАКРОЕТ ЛИ РФ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ В СОЛЯРКЕ.
Инвестиции в модернизацию НПЗ в течение десятилетия дали ощутимый результат для отрасли, считает гендиректор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара САФОНОВА. Она отмечает, что в РФ возросла доля производства высокомаржинальных и качественных нефтепродуктов.
Производство всех видов ДТ закрывает потребности внутреннего рынка. Однако есть ряд факторов, которые могут создавать дисбаланс спроса и предложения на конкретные виды топлива на региональном уровне. Это сосредоточенность основной части нефтеперерабатывающих заводов в европейской части, сезонные ремонты, временные затраты на доставку топлива, увеличение экспортных поставок.
Одним из факторов ценового кризиса в России летом 2023 года стала высокая экспортная альтернатива на фоне напряженной ситуации с поставками нефтепродуктов на мировых рынках. Она сохраняется и на сегодняшний день.
Фундаментальное влияние здесь оказывает европейский рынок нефтепродуктов. Он все еще перестраивается после отказа от российского импорта. Напряженная ситуация на мировом рынке по-прежнему поддерживает высокие цены на дизтопливо в РФ, считает главный аналитик "Петролеум Трейдинга". Однако влияние внешних причин может не проявиться в динамике цен под воздействием ручных мер правительства.
"Тем не менее, влияние будет – на денежные потоки и экономическую эффективность, - говорит Дьяченко. - Это влияние можно купировать на относительно коротком временном промежутке – от месяца до трех. Но в более продолжительной перспективе оно обязательно скажется на ценах и объемах производства".
Корректировка демпфера повышает привлекательность поставок дизтоплива на внутренний рынок, отмечает независимый отраслевой эксперт Михаил ТУРУКАЛОВ.
"Ожидаемый рост переработки сырья на российских НПЗ в ноябре позволяет надеяться на улучшение ситуации с предложением морозостойкого дизтоплива, - говорит он. - Не факт, что зимнее ДТ существенно подешевеет в ноябре. Однако цены могут снизиться в декабре, после того как потребители сформируют его запасы".
Правительство на этот раз намерено не допустить нового топливного кризиса. На последних совещаниях у вице-премьера РФ Александра НОВАКА тема зимнего дизеля была приоритетной.
Власти уже указали нефтяным компаниям на необходимость полного замещения продаж на бирже летнего ДТ – на межсезонное и зимнее. Также перед нефтяниками поставлена задача нарастить выпуск морозостойкого продукта. Изучалась даже возможность запрета экспорта авиакеросина для полноценного обеспечения страны зимним ДТ. Пока от введения запрета решили отказаться, пишет издание.
"Цена на дизельное топливо на заправках в среднем по стране составляет порядка 63 рубля, – цитирует
ТАСС Александра Новака. - Но отдельные заправки держат цены значительно выше из-за того, что продают только брендированное дизельное топливо с приставкой "экто" или "евро". Новак отметил, что такой ситуации быть не должно.
Вице-премьер считает, что у потребителя должен быть выбор - покупать дорогое брендированное топливо или базовое по более низким ценам.
Участники совещания рассказали о стабилизации стоимости цен на топливо в мелкооптовом сегменте, на АЗС и при его поставках сельхозпроизводителям. При продаже топлива аграриям наценка посредников сократилась почти в два раза. А мелкооптовые цены продолжили снижение в соответствии с биржевой динамикой.
ТОПЛИВО УТЕКАЕТ ЗА ОКЕАН.
При этом Россия продолжает экспортировать нефтепродукты, несмотря на внешние и внутренние ограничения, сообщает
«Прайм». С 21 сентября в России был введен запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Это должно быть остановить рост цен и дефицит топлива в РФ. Спустя две недели был разрешен экспорт солярки по трубопроводам (подробнее –
в публикации «Информ-Девон»).
На этом фоне Бразилия стала крупнейшим направлением экспорта дизельного топлива из России, обогнав Турцию. Российские компании выигрывают ценовую конкуренцию у американских НПЗ".
Турция являлась крупнейшим импортером российского дизтоплива. На ее долю приходилось около 30-40% ежемесячных объемов. Изменения могут быть связаны с тем, что отгрузки по нефтепродуктопроводам через порты Балтии выше, чем через Новороссийск.
Кроме того, после введения эмбарго и потолка цен на российскую нефть со стороны стран G7, Россия значительно расширила географию морских поставок. Основными покупателями морской нефти стали Индия и Китай.
По оценке экспертов, турецкий рынок был удобен с логистической точки зрения. Однако переориентировка объемов поставок связана не с фактором отдаленности, а с последствиями запрета на экспорт дизтоплива.
Кроме того, Минэнерго РФ совместно с "Татнефтью" рассмотрит вопрос о разработке межправительственных соглашений с Узбекистаном и Турцией о поставках нефтепродуктов в рамках индикативных балансов. Такое поручение было дано по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака.
Кроме того, могут быть уменьшены предусмотренные индикативным балансом объемы экспорта дизеля на казахстанский рынок. Индикативный баланс - документ, устанавливающий объем топлива, беспошлинно поставляемый из России.
О том, помогут ли командно-административные методы снизить цены на заправках, - читайте в публикации ИА «Девон».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: дизтопливо, СПбМТСБ, Авиатопливо