Автогаз на тормозе
Что мешает переводу транспорта на газомотор на Урале.
(
30 апреля 2021 06:35 , ИА "Девон" )
Программа развития рынка газомоторного топлива в Свердловской области остановилась на первом этапе - переводе на метан автобусов и коммунальной техники. Автомобилисты отказываются переходить на газ из-за нехватки АЗС. Об этом пишет
«РБК Екатеринбург» (Екатерина ДЕМИНА).
МЕТАН ИЛИ ПРОПАН?
К 2022 году в Свердловской области планировалось открыть 72 автомобильные заправки с газомоторным топливом. На такой показатель ориентировалось Министерство энергетики РФ в 2019 году, рассказал бывший глава «Газпром трансгаз Екатеринбурга» Давид ГАЙДТ. На тот момент в регионе было 17 газовых АЗС. Впоследствии показатель не нашел своего отражения в официальных документах. Согласно государственной программе «Развитие энергетики», в 2021 году в области должно работать 19 заправок, в 2022 году – 23 АЗС.
Вся программа была разделена на три этапа. По рекомендациям, разработанным для регионов в Минэнерго РФ, первыми на газ должны были перейти муниципальный транспорт и коммунальные службы. За ними шли частные локальные перевозчики, последними – автомобилисты и коммерческие компании - перевозчики.
В качестве газомоторного топлива используют два газа: метан и пропан-бутан. Первый – чистый природный газ. Он более экологичен, в основном представлен в сжатом (компримированном, КПГ) виде.
Смесь пропана и бутана, или «автогаз», – производное от добычи и переработки нефти. Продается смесь в сжиженном виде, до заправок доставляется в цистернах.
Сеть пропан-бутановых АЗС более развита, поскольку их оборудование технологически проще и дешевле. Пропан-бутан получил свое развитие как газомоторное топливо в 2000-х годах, когда государство стало дотировать продажу этой смеси для бытовых нужд – цена снижалась на треть. Однако в действительности значительная часть газа использовалась как автомобильное топливо.
Сегодня в Свердловской области 141 пропан-бутановая заправка, метановых – в семь раз меньше. Федеральное правительство выделяет субсидии на строительство заправок и переоборудование существующего транспорта, но они действуют только для перехода на метан. Именно он подразумевается под газомоторным топливом в официальных документах. Пропан-бутан считается более «грязным» топливом, поскольку при сгорании оставляет больше выбросов.
В региональной программе прописано, что на втором и третьем этапах – с 2016 по 2020 год – в Свердловской области должны были открыть 24 заправочные станции со сжатым природным газом. Помимо этого, в программу были вписаны планы компании «Газпром газомоторное топливо» открыть восемь заправок – в Екатеринбурге, деревне Ольховке (Сысертский район), Асбесте, Верхней Пышме, Березовском и Богдановиче. К 2021 году число АГЗС с учетом открытых по региональной программе должно было вырасти до 47.
ООО «Газпром газомоторное топливо» на начало 2020 года компании принадлежало 17 газовых АЗС в Свердловской области, в том числе 4 в Екатеринбурге. В остальных территориях АЗС так и не были построены. По данным департамента информационной политики региона, сегодня в области работают 20 заправок с газомоторным топливом – в 2,5 раза меньше планового показателя. Еще две построят в ближайшее время.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
За семь лет за счет бюджета были закуплено 187 газомоторных автобусов и один мусоровоз. Деньги на транспорт получили Екатеринбург, Нижний Тагил и Кировград. Всего в регионе приобрели 752 единицы техники на газе (по плану на конец 2020 года – 731). Показатель объема потребления природного газа также перевыполнен – 5,9 млн кубометров против плановых 4,1 млн кубометров.
Однако, по словам Давида Гайдта, газовые заправки в регионе в настоящий момент загружены только на 30–40%. Муниципальные автобусы и коммунальная техника – почти единственные потребители, а это лишь 10% всего транспорта.
Владельцы парков большегрузной техники на газ переходят неохотно. По словам эксперта, на это есть две причины. Во-первых, это существенные траты – стоимость переоборудования одного дизельного тягача достигает 1,5-2 млн рублей. Также необходимы вложения в инфраструктуру.
Во-вторых, большая часть газовых заправочных станций находится в городах, на трассах их почти нет. На многих территориях поблизости нет газопровода, а строить новый не рентабельно. Если станции за пределами городов и есть, то они зачастую находятся в 30–50 км от крупных магистралей, это лишний расход топлива и временные затраты.
Решением для заправок на трассах может стать сжиженный метан (СПГ), который доставляется до заправок в автоцистернах, поэтому не требует строительства газопровода. Однако затраты на его производство и транспортировку выше.
«Если делать по известной технологии, получается дорого из-за больших затрат на электричество для сжижения: средняя цена электроэнергии – 4–6 рублей киловатт-час, - пояснил он. - Получается, дешевле, чем 20 рублей, на заводе не сделаешь. С завода газ нужно довезти, построить заправку, там что-то дать заработать, и на пистолете газ будет стоить 30 рублей».
ПРЕПОНЫ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Он отметил, что существуют и более экономичные технологии, которые позволяют сжижать газ за счет перепада давления. Этот способ, к примеру, используется на газораспределительной станции № 4 в Екатеринбурге, принадлежащей ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». «Но это инфраструктура «Газпрома», а он очень тяжело кого-то пускает. И сам не строит, хотя и создал специальную компанию», – отметил эксперт.
ГРС № 4 – фактически единственная в регионе площадка, где производится сжиженный природный газ. Он поставляется на экспорт – в Казахстан, а также в поселок Староуткинск для снабжения котельных. Как газомоторное топливо этот газ используется только на заправочной станции компании в Первоуральске. Здесь оборудована одна колонка, она обслуживает исключительно автопарк компании. На станции в Первоуральске также есть дополнительные мощности по производству СПГ, но они применяются только при пиковых нагрузках комплекса на ГРС.
Ранее компания анонсировала открытие завода по производству малотоннажного СПГ в Нижнем Тагиле мощностью 5 тонн в час. Строительство планировалось начать в 2020 году, однако из-за пандемии сроки сдвинули. Сейчас ведутся проектные работы. Завершить их рассчитывают до конца текущего года. Запустить производство смогут не раньше 2024 года.
По словам директора компании «Элитгаз» Александра МАКСИМЕНКО, всего в Свердловской области три заправки с сжиженным метаном. Помимо АЗС в Первоуральске это две станции компании «Новатэк»: в Сухом Логу и в селе Новоалексеевское под Первоуральском. Кроме этого, действует заправка «Газпрома» в селе Тюбук Челябинской области, которое находится вблизи от границы регионов.
По словам Гайдта, правительству следует обязать все нефтяные АЗС оборудовать газовые колонки. В целом, по его словам, для развития рынка газомоторного топлива необходима целевая госпрограмма и один ответственный куратор.
«Никто не отвечает за эту проблему ни в областном, ни в федеральном правительстве, - заявил он- Полномочия распределили, но нет одного главного. Каждое ведомство и бизнес-единица занимаются своими вопросами. Госструктуры – тем, чтоб к ним не было претензий по выделению земли. Крупные компании не идут туда, у них и без этого есть на чем зарабатывать и куда вкладывать деньги. Газовые заправки начинают окупаться только на третий год, а полностью вложения отбиваются на седьмой-восьмой год».
Прим. ИА «Девон»
Программа перевода автомобилей на природный газ сталкивается с трудностями и в других регионах. Например, федеральное правительство в 2020 году решило выделить меньше средств
на строительство АГНКС в Татарстане. С другой стороны, АГНКС Газпрома в Татарстане решено сделать частью инфраструктуры коридора «Европа – Западный Китай».В республике откроют также
СПГ-заправки для речных судов.
Активизируют перевод коммунальной техники на ГМТ
в Челябинской области. А власти Башкирии будут субсидировать до 40 млн рублей за каждую новую газомоторную заправку.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Свердловская обл, Газпром ГМТ, газомотор, Транспорт, СПГ, Метан, энергетика