«Татнефть» заполнила брешь в цепочке «скважина-заправка»
(8 июля 2014 16:02 )
Испытания дизтоплива «ТАНЕКО» дали самые высокие результаты
Нефтеперерабатывающий комплекс «ТАНЕКО» первую партию дизельного топлива 5-го класса качества (соответствует «Евро-5») произвел 29 января этого года. Его приём в систему «Транснефтепродукта» начался в конце марта. А в конце мая Ростехнадзор выдал положительное заключение по заводской системе автоналива светлых нефтепродуктов. С её коммерческим пуском повысилась мобильность и расширилась география доставки топлива. Теперь с эстакад НПЗ автоцистерны увозят по 1,2 тыс. тонн дизтоплива в сутки.
ДТ «ТАНЕКО» сразу громко заявило о себе на топливном рынке. Ведь оно по своим характеристикам, как утверждают специалисты, вполне может иметь класс «Евро-6» (его планируют ввести в действие в Западной Европе). Для полной объективности «Татнефть» разработала программу испытаний образцов дизтоплива с привлечением ряда отечественных и зарубежных производителей дизельных двигателей. На сегодняшний день уже имеются положительные отзывы.
Еще одним подтверждением высокого качества танековского дизтоплива стали итоги проведенных недавно независимых испытаний в центральной лаборатории топлив и масел Научно-технического центра КАМАЗа. Два образца танековского ДТ были испытаны с использованием двигателя, отвечающего последним требованиям Евростандарта. Дизтопливо «ТАНЕКО» сравнивалось с базовым топливом, применяемым при обкатке и испытаниях камазовских двигателей.
Основной целью испытаний является оценка влияния танековского дизтоплива на характеристики двигателя. На всех режимах испытаний специалисты фиксировали такие показатели, как максимальные полезная мощность и полезный крутящий момент, минимальный удельный расход топлива, содержание в выхлопных газах оксидов азота, углекислого газа, суммарных углеводородов.
Результаты подтвердили превосходство и уникальность танековского ДТ. Оно в сравнение с базовым образцом позволило двигателю показать лучшие ходовые, эксплуатационные и мощностные характеристики. На высоте оказались параметры экономичности и экологичности.
В лаборатории подтвердили также очень выигрышный момент - ультранизкое содержание серы. Оказывается, ДТ «ТАНЕКО» по этому, а также ряду других показателей превышает некоторые параметры «Евро-5». В частности, в его образцах выявлено минимальное содержание серы, соответствующее 1 и 2,5 пропромилле (ppm, миллионная доля от общего объема) при норме до 10 ppm.
Факторы конкурентности
Но у танековского дизтоплива есть и другие преимущества. Первое, что сразу отмечается, двигатель работает как-то мягче, но в тоже время стал приемистей. Эксплуатационники большими плюсами называют снижение удельного расхода топлива и повышение КПД двигателя. Объяснить это можно высоким цетановым числом (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала горения): у ДТ «ТАНЕКО» оно достигает 60 (причем, без применения цетаноповышающих присадок) при общепринятой норме не менее 51.
Это означает, что оптимизируется процесс сгорания топливной смеси, увеличивается скорость прогрева двигателя, улучшается равномерность его работы, уменьшаются шум и вибрация. Необходимая воспламеняемость обеспечивает легкий запуск двигателя как в летних так и в зимних условиях, плавное и полное сгорание при оптимальном периоде задержки воспламенения.
Кроме ультранизкого содержания серы новое топливо отличается пониженным содержанием «ароматики» (полициклических ароматических соединений), водорастворимых органических кислот, щелочей. Благодаря этому сводятся к минимуму нагарообразование в двигателе и дымность выхлопов автомобилей, а также практически не наблюдается коррозия, а также снижается износ. Благодаря низкому содержанию смол и непредельных углеводородов двигатель и топливоподающая система остаются чистыми, без нагара и закоксовывания форсунок.
Есть еще одна особенность ДТ «ТАНЕКО»: оно обладает оптимальными плотностью и вязкостью, уровень которых благоприятно влияет на процессы испарения и смесеобразования. Это позволяет в полной мере использовать весь объем камеры сгорания, ведет к экономии топлива, полноте его сгорания и снижению дымности отработанных газов.
Эксплуатационники в восторге
Всё же самыми объективными испытателями являются водители. Поэтому Управление по реализации нефти и нефтепродуктов «Татнефти» послало запросы в ряд транспортных организаций, уже распробовавших новое топливо. Пришли только позитивные отзывы. Вот, к примеру, что на официальных бланках своих предприятий написали два ульяновских эксплуатационника.
«Наша компания несколько месяцев назад начала заправляться на АЗС Ульяновского филиала «Татнефть - АЗС Центр» дизельным топливом производства ОАО «ТАНЕКО», - написал директор ООО “Топливная компания Симбирский дом" Р.М. Сатдинов. - Хочется отметить превосходное качество данного продукта. В процессе эксплуатации нашей техники на данном виде топлива нами было замечено увеличение мощности двигателя, снизился расход топлива, а также увеличился интервал между заменой масла. Также нашими водителями было отмечено, что снизились шум и вибрация от двигателя.
Выражаем свою благодарность за такое хорошее топливо».
Те же плюсы отметил директор ООО «Лита» С.В Елесин, но более эмоционально: «Мы сначала с осторожностью отнеслись к этому продукту, но потом поменяли свое отношение. Настороженность сменилась на удивление и восторг…». Он отметил также, что «о ремонте топливной системы мы практически забыли, форсунки перестали забиваться».
Особый интерес новинка вызвала у владельцев современных автомобилей с форсированным двигателем, оснащённым непосредственным впрыском топлива. Ведь для раскрытия полной мере преимуществ двигателя с насос-форсунками и общей топливной рампой Common Rail особенно важно заправляться высококачественным топливом.
Ну, а такую «фишку», как наибольшая адаптированность танековского ДТ к суровым условиям российской зимы, успели распознать пока немногие. Это еще впереди. Осенью, когда в баках еще заправлено летнее топливо, случись резкое похолодание, водители не почувствуют разницы даже при минус 20 градусах! А зимнее дизтопливо «ТАНЕКО» не подведет и при минус 40 градусах. Эту особенность танековского топлива называют исключительным конкурентным преимуществом на российском рынке.
Страна ждет хорошего топлива
В 2014 году ТАНЕКО планирует произвести до 1 миллиона тонн дизтоплива, а в перспективе - 2,7 млн тонн в год. Пока же в первую очередь им будут обеспечивать разветвленную сеть автозаправок «Татнефти». Теперь у них, помимо высокого уровня сервиса, появится еще один весомый фактор конкурентоспособности.
Можно сказать, теперь-то жители Татарстана и нефтяное сообщество России получили наглядный пример успеха проекта «ТАНЕКО», который и до этого постоянно радовал заинтересованную общественность хорошими новостями. Надо сказать, нефтеперерабатывающая отрасль России, как ни печально, пока отстает в сравнении с западными странами. Качество нефтепродуктов в своей массе не соответствует взыскательным требованиям, а глубина переработки нефти составляет, в среднем, около 71%, в то время как в Европе - 85%, в США - 96%.
Чтобы выправить такое положение, Правительство РФ утвердило программу развития нефтепереработки до 2020 года. Задачей поставлено насыщение внутреннего рынка высококачественными нефтепродуктами и наращивание их экспорта. Документ дал новый импульс развитию отрасли. Это позволило перейти на использование топлива стандарта не ниже класса «3». А с 2016 года на российском рынке останется только топливо 5-го класса. Как видим, «Татнефть» пришла к этому досрочно.
В этой связи опыт татарстанской компании очень показателен. Ведь впервые на постсоветском пространстве за последние 30 лет построен с нуля полноценный НПЗ. Завод был пущен в промышленную эксплуатацию в конце 2011 года. Сегодня глубина переработки сырья здесь превысила среднероссийскую и достигла 73,5%. Пока он претендует на право называться одним из самых современных.
Знаковый этап
В этом году в ТАНЕКО произошло знаковое событие – введена в эксплуатацию комбинированная установка гидрокрекинга (КУГ), где и начали производить дизтопливо. Большой победой назвал этот факт генеральный директор компании Наиль Маганов. Ведь по сложности строительства и сжатым его срокам (всего за три года) аналогов объекту в стране нет. Применяемые здесь высокие технологии и позволяют производить такое качественное топливо.
Высокую оценку гидрокрекингу ТАНЕКО дал и сам лицензиар этого процесса – компания «Шеврон Луммус Глобал». В ходе «Симпозиума по гидропроцессам», прошедшего в начале июня 2014 года при участии 64 компаний всего мира, руководство «Шеврон» оценило проведенные работы (строительство, пуск и эксплуатация) как самый успешный проект в их истории, а также отметило, что продукция этой установки соответствует всем современным мировым требованиям.
КУГ помимо дизтоплива будет ежегодно выпускать 380 тысяч тонн авиационного керосина марки Jet, 600 тысяч тонн бензина для дальнейшей переработки, гидроочищенный газойль. Установка перерабатывает вакуумный газойль (до 2,9 млн тонн в год), который выходит после первичной переработки и относится к темным нефтепродуктам. Таким образом, доля светлых продуктов в корзине ТАНЕКО заметно вырастает, что позволит предприятию выйти на передовые позиции среди российских НПЗ.
Но это еще не все. Уже в текущем году планируется приступить к выпуску базовых масел 3-й группы, которые пойдут на производство высококачественных моторных масел. У них будут хорошие низкотемпературные свойства, показатели по испаряемости и цвету, высокий индекс вязкости. Одновременно ведется строительство следующих этапов комплекса ТАНЕКО, и позитивных новостей по этой теме ждет еще немало.
Анвар Маликов, ИА "Девон"
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |