Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Российские моторные масла выдавливают иностранные

Отечественные производители масел оказываются все более конкурентоспособными

(9 марта 2016 09:51 , ИА "Девон" )

Парадоксальное на первый взгляд сложилось положение в российском сегменте производства масел и смазочных материалов: спрос стагнирует, но объем продукции у основных компаний растет, а качество повышается. Такая тенденция обусловлена выведением на рынок новых марок продуктов, что расширяет число покупателей как внутри страны, так и за рубежом. Отечественные компании оказываются все более конкурентоспособными по сравнению с иностранными по мере освоения современных технологий и рецептур ценных сортов масел.
И, разумеется, девальвация рубля также усиливает позиции российских продуктов на глобальном рынке. А экономический кризис внутри нашей страны способствует переходу российских покупателей на отечественные, более экономичные марки масел любого назначения.
Крупнейшие российские ВИНК запланировали на 2016 год целый ряд проектов, направленных на расширение линейки производства масел и завоевание новых рынков и категорий потребителей. Эти планы основываются на успехах, достигнутых компаниями в данном сегменте с начала XXI века, и особенно в последние несколько лет. Реализация проектов, осуществляемых нашими ВИНК, по подсчетам экспертов, обеспечивает среднегодовое расширение на внутреннем рынке доли отечественных производителей масел на 3% в период 2013–2017 годов.
Характерным примером в этом процессе выглядят проекты «Газпром нефти» (ГПН), которая в последние три года неуклонно (по 1% ежегодно) увеличивает свою долю на российском рынке масел — до 15%.
Этот процесс может еще более ускориться в текущем году, поскольку масляная «дочка» компании — «Газпромнефть смазочные материалы» — запланировала создание новых мощностей на Омском заводе смазочных материалов, ярославском перерабатывающем комплексе ЯНОС, а также аренду масляного производства в Италии.
У других российских переработчиков есть аналогичные проекты, о которых мы расскажем ниже. Но общее, о чем все они свидетельствуют и что очевидно даже на первый взгляд, — это планы инвестирования в производство масел даже в нынешних жестких экономических реалиях. Дело здесь, очевидно, не в «масляном патриотизме» российских компаний, а в том, что этот бизнес доказал свою эффективность и гарантирует приличную доходность.
Ежегодная емкость российского рынка составляет примерно $360 млн, экспортного — несколько меньше. И главное, что требуется от участников данного сегмента для сохранения положительной рентабельности, — это соотносить модернизацию перерабатывающих мощностей с масштабами запроса потребителей на высококлассные масла.

10:1 не в пользу импорта
Ведущей тенденцией российского рынка масел является стремительное сокращение объемов импорта.
Как известно, смазочные масла делятся на три больших группы: натуральные (группа I), более ценные полусинтетические (II) и с еще большей стоимостью — синтетические (III). В 1990-е и в начале 2000-х в Россию везли сорта всех групп. В 2001 году импорт достиг своей высшей точки 1200 тыс. тонн — более 50% всего рынка. Но, напомним, в том же году уже сформировалась тенденция к росту цен на «черное золото», доходы нефтяных компаний стали увеличиваться, и они начали инвестировать в переработку и развитие собственных производств. Поэтому уже к 2007 году импорт масел в РФ сократился примерно на 30%. В прошлом году, по оценкам экспертов, в Россию было ввезено около 400 тыс. тонн моторных масел, а к середине следующей пятилетки данный показатель может сократиться до 100–150 тыс. твг. По признанию одного из участников рынка, это была «настоящая жесткая борьба с необоснованно завышенным влиянием иностранных компаний».
Такие количественные изменения, несмотря на внушительность показателей, на самом деле просто отражают происходящие качественные процессы. И в их развитии есть очень интересные детали. Дело в том, что отечественные компании начали вытеснение импортных масел с наименее качественных и ценных сортов группы I. Которые, условно, можно сравнить с мазутом в соответствующей линейке нефтепродуктов. Уже в 2010 году их доля в общем объеме импорта сократилась до 2,6%, а сейчас не превышает 1%.
Но главным направлением замещения импорта с начала века стали моторные масла. На их долю приходится наибольшая часть производства и потребления масел в России, так что приведенные ранее цифры по общей динамике ввоза обуславливаются переменами именно в этом сегменте. Наилучшие конкурентные преимущества в данном случае получили российские компании, имеющие собственное производство базовых масел, поскольку эта «сырьевая» компонента является основой для выпуска товарных сортов.
Перепрофилировав импорт на увеличение закупок присадок, российские ВИНК смогли постепенно перейти к производству сортов II и III групп. Сначала иностранцы оказались сильно потеснены в сегменте продаж масел для отечественных и ввезенных импортных автомобилей с большим пробегом. Собственно говоря, такая тенденция развивалась все прошлое десятилетие. В последние 2–3 года российские производители конкурируют уже практически во всех секторах масляного рынка.
Маркетинговая схема расширения российского присутствия в новых секторах этого рынка основывается на международном опыте.
Наши ВИНК покупают лицензии на выпуск масел и присадок (российское производство присадок пока отсутствует), приобретают, строят и модернизируют соответствующие перерабатывающие мощности, а затем заключают соглашения об использовании своей продукции с известными автопроизводителями.

«Газпром нефть» — характерный пример
«Газпром нефть», с проектов которой мы начали статью, в определенном смысле является наиболее характерной российской компанией в сегменте масляного производства. Ее доля на рынке вдвое уступает объему «Роснефти», втрое — «ЛУКОЙЛу», но и втрое же превосходит «Башнефть» и еще больше — другие ВИНК и предприятия (см.
«Структура рынка»). «Газпром-нефть смазочные материалы» (ГПН-СМ) как самостоятельное подразделение «Газпром нефти» была учреждена в 2007 году и к нынешнему времени увеличила свою долю на рынке на 60% от тогдашнего уровня.
Особенно сильно компания прибавляла в этом десятилетии, а еще круче — в 2015 году, когда компания планировала произвести 450 тыс. тонн различных масел и продать их более чем в 50 странах.
Ключевым проектом для выхода ГПН-СМ на новый уровень производственной и рыночной экспансии стало использование технологий и рецептур, полученных вместе с приобретением у Chevron масляного завода в итальянском Бари. У Chevron были куплены не только производственное оборудование и объекты инфраструктуры, но и разнообразные лицензии на выпуск высококачественных масел. Отметим здесь, что продукция завода в Бари сначала почти полностью отправлялась на российский рынок, в том числе уже после начала расширения мощности завода с 4 тыс. до 24 тыс. твг, затем поставки в РФ уменьшились до 10 тыс. твг, а сейчас сократились до 1,5 тыс. твг. Оборотная сторона этого процесса заключается в том, что теперь свыше 20 тыс. твг масел из Бари продаются на итальянском, греческом, испанском и североафриканском рынках. На 2016 год ГПН-СМ запланировала новый рывок в производстве масел в Италии, но не за счет Бари, а с помощью аренды чужих мощностей на севере страны с использованием собственной рецептуры.
Возможностей для такого аутсорсинга сейчас много, поскольку в ЕС профицит масляных мощностей достиг уже 20%, и «Газпром нефть» решила ими воспользоваться.
Можно сказать, что ГПН-СМ смогла извлечь максимум выгод из проекта в Бари. Компания не только в 6 раз увеличила мощность итальянского предприятия, но и использовала все его компетенции и рецептуру для создания на базе Омского завода смазочных материалов (ОЗСМ) комплекса установок по производству 110 тыс. твг и фасовке 180 тыс. тонн моторных масел. Запущенный на полную мощность в 2014 году, ОЗСМ стал, по собственным оценкам «Газпром нефти», одним из самых современных производств масел не только в России, но и в Европе. Компания вложила в этот проект 3,4 млрд рублей, а теперь инвестирует еще около 8 млрд — для того чтобы в 2017 году ввести в строй еще один комплекс по производству синтетических моторных масел. По своему качеству эти масла будут соответствовать группе III. Рецепты Chevron были перенесены из Бари также на «Газпромнефть Московский завод смазочных материалов» в подмосковном Фрязине и постепенно на все другие российские нефтеперерабатывающие и масляные мощности «Газпром нефти». Аналогичный проект по производству синтетических масел реализуется с «Роснефтью» на их совместном ярославском заводе ЯНОС.
Скорее всего новые продукты пойдут не столько на внутренний рынок, сколько за рубеж. Во-первых, потому что экспорт доходнее, как признался представитель ГПН-СМ.
Во-вторых, потому что накопленные за предыдущие годы внешние торговые связи создали хорошую основу для расширения наступления на новые рынки.

«Роснефть» осваивает ресурсы производства
Нефтяная госкомпания обеспечила себе резкий рывок в производстве масел (в том числе товарных), присадок и прочей сопутствующей продукции, так сказать, в разовом порядке. Как нетрудно догадаться, быстрый рост (на 37%) произошел в 2013 году, после поглощения «Роснефтью» ТНК-ВР с масляными мощностями на трех НПЗ и долей в ЯНОСе.
С одной стороны, благодаря этому объединению потенциал производства «Роснефть — смазочные материалы» (РН-СМ) приблизился к 760 тыс. твг, с другой — встал вопрос о гармонизации ассортимента из почти 900 позиций… В прошлом году «Роснефть» начала выпуск новых базовых масел марок Rosneft Basic Grade NS1200 и BS100, а также моторных марки «Роснефть-Revolux» и гидравлических «Роснефть-Гидравлик». Эти масла изготавливаются на базе синтетических и минеральных компонентов с многофункциональным пакетом присадок, улучшающих вязкостные, антиокислительные, антикоррозионные и прочие свойства.
«Revolux» и «Гидравлик» вышли на рынок в октябре 2015 года; до конца года машинных масел планировалось произвести 500 тонн, гидравлических — 1000 тонн.
Наибольший вклад в производство четырех новых марок вносит «Ангарская нефтехимическая компания» (АНХК) (полный переход на эти марки, кстати, обеспечит АНХК наиболее эффективный режим работы). Технологическое преображение ангарского завода произошло в 2014 году, когда здесь, а также на Новокубышевском заводе масел и присадок (НЗМП), были завершены проекты коренной модернизации масляного производства. Общий объем инвестиций, вложенных в данные проекты, по информации «Роснефти», составил 18 млрд рублей.
На НЗМП сейчас расширяется внедрение технологии гидрокаталитических процессов, что позволило за несколько последних лет сначала вырабатывать товарные масла группы I, соответствующие стандартам «Евро-4», «Евро-5», а также DIN и ISO.

А с нынешнего года — перейти к производству масел групп II и III.
Примечательно, что модернизация НЗМП была совместным проектом РН-СМ с BP Marine, «дочкой» BP по производству судовых масел под брендом Castrol.
В текущем году РН-СМ планирует увеличить годовой объем производства масел и смазок до 800 тыс. тонн. Как сказано в Концепции развития масляного бизнеса «Роснефти», ее реализация обеспечит производство смазочных продуктов нового поколения и создаст предпосылки для замещения импортных смазочных материалов отечественными в премиальных сегментах.

«ЛУКОЙЛ» меняет лидерство?
Крупнейший российский производитель масел и смазочных материалов — «ЛУКОЙЛ» на протяжении многих лет сохраняет свое лидерство. В то же время его доля на рынке сокращается и уже составляет менее 50%. Тенденция обусловлена как подъемом производства у «Газпром нефти» и «Роснефти», так и определенной стагнацией «ЛУКОЙЛа» в объемах изготовления масел и смазок. Однако ежегодный объем производства у «ЛУКОЙЛа» по-прежнему составляет более 1 млн тонн, снижаясь небольшими темпами. Но при этом «ЛУКОЙЛ» ежегодно продает за границу более 500 тыс. твг базовых масел, то есть фактически — сырья.
Надо отметить, что «ЛУКОЙЛ» изменяет свою структуру производства, сделав приоритетом не валовый рост, а повышение классности продукции. В 2007 году масляная «дочка» — ООО «ЛЛК-Интернешнл» — начала 10-летнюю программу модернизации производства масел с объемом инвестиций $270 млн. В основном эти средства идут на технологическое обновление и снижение энергопотребления. Точечный «синтетический» проект повышения объема и качества осуществляется на Волгоградском НПЗ, где выпуск масел группы III вырос до уровня более 40 тыс. твг.
В 2015 году «ЛУКОЙЛ» приступил к развитию инфраструктуры своего завода смазочных материалов в Австрии, купленного в 2013 году у OMV. Здесь будут сооружены причальный комплекс, терминал по перевалке и хранению наливных масел, которые станут доставляться водным транспортом для продаж в Дунайском бассейне. Также в прошлом году австрийский завод «ЛУКОЙЛа» прошел независимый инспекционный аудит для сертификации по стандартам Ассоциации автомобильной промышленности Германии и получил самый высокий сертификат категории «А». Это дает заводу возможность поставлять смазочные материалы на все сборочные предприятия и конвейеры ассоциации. «В дальнейшем мы планируем сертифицировать и другие наши предприятия по производству масел как за рубежом, так и в России», — отметил генеральный директор «ЛЛК-Интернешнл» Максим Дондэ.
Добавим, что «ЛЛК-Интернешнл» начала производство новой серии масел LUKOIL GENESIS и постоянно расширяет его линейку.
Это непрерывное обновление обуславливает заключение новых соглашений и получение допусков от известных иностранных и российских автопроизводителей с национальными и международными транспортными организациями, судоходными компаниями. Так, несколько месяцев назад «ЛЛК-Интернешнл» и СП Ford Sollers подписали соглашение, предусматривающее поставку масел LUKOIL GENESIS для первой заливки в двигатели Ford, производство которых началось на заводе Ford Sollers в Елабуге. Ford Sollers уже использует топлива «ЛУКОЙЛа» для первой заправки на всех своих заводах в России, нынешнее же расширение сотрудничества с ВИНК позволит полностью обеспечить потребности СП Ford Sollers в горюче-смазочных материалах. Несколько раньше «ЛЛК-Интернешнл» заключила соглашение о сотрудничестве с «Российским автомобильным товариществом» (РАТ). В соответствии с ним смазочные материалы компании будут поставляться в партнерские и собственные пункты техосмотра РАТ для продажи клиентам и сервисного обслуживания. Аналогичное соглашение было о том, что «ЛЛК-Интернешнл» обеспечит своими продуктами сборочное предприятие и сервисные центры ООО «Ман Трак & Бас Рус» — масла «ЛУКОЙЛа» будут использоваться в грузовиках и автобусах брендов MAN и NEOPLAN. Как мы уже сказали, таких соглашений у «ЛУКОЙЛа» много, но суть политики одна — расширение не производственных мощностей, а каналов оптового сбыта.
Заметим здесь, что компания даже закрывает перерабатывающие и масляные мощности и проекты, которые сочла неэффективными применительно к своей работе. Не так давно было остановлено производство смазочных масел на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе», поскольку в отсутствие модернизации и рецептуры продажи здешних продуктов снижались (до 180 тыс. твг в 2014 году). Теперь сырье под масла будет перенаправлено на новую установку по производству бензина «Евро-5», а программа модернизации производства масел будет продолжена на Пермском и Волгоградском нефтеперерабатывающих заводах. Похоже также, что «ЛУКОЙЛ» заморозил свой проект масляного завода в Казахстане, реализации которого препятствуют растущие политические риски в этой стране…

«Малышам» уже не вырасти
В прошлом десятилетии число компаний, доля которых на рынке моторных масел России составляла более 1%, достигало десятка. Сейчас их пять, причем у «Башнефти» и «РуссНефти» масляное производство отошло на второй план. Планы развития сегмента смазочных масел у «Башнефти» сосредоточены на крупной фасовке. Это упрощает продажи, но сокращает прибыль, поскольку между «Башнефтью» и клиентами оказываются посредники. Но, возможно, это оправданно, если в регионах сбыта — на Урале и Поволжье — розничными продажами заняты аффилированные компании. У «РуссНефти» в целом неопределенное положение из-за запутанных маневров Михаила Гуцериева на своих активах, даже при официальном возвращении «Орскнефтеоргсинтеза» в компанию.
Один из участников рынка смазочных масел сказал «НиК» при подготовке статьи: «Перераспределение рынка произошло под давлением основных ВИНК. И в следующие несколько лет именно они останутся бенефициарами нового этапа импортозамещения. Небольшие компании могут полностью уйти из масляного бизнеса, а маленькие сохраниться разве что в роли производителей очень специализированных масел».
«Нефть и капитал», №2 2016

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Газпром нефть, Лукойл, Роснефть, импортозамещение, Масла

 

к следующей новости раздела

23 марта 2016

ТАНЕКО: очередные этапы развития

к предыдущей новости раздела

9 марта 2016

Буровой рынок в прошлом году демонстрировал жизнеспособность

к следующей новости главной ленты

9 марта 2016

"Востокнефтезаводмонтаж" построит для "Башнефти" линию серы

к предыдущей новости главной ленты

9 марта 2016

Буровой рынок в прошлом году демонстрировал жизнеспособность