"Роснефть" развивает собственный нефтесервис
К 2020 году компания планирует увеличить долю собственного бурового сервиса с 40% до 75-80%
"Роснефть" продолжает формировать собственный нефтесервисный бизнес. Компания провела реорганизацию своей структуры "РН-бурение", присоединив к ней Оренбургскую буровую компанию (ОБК) и буровые активы компании Weatherford в России. Приобретение этих активов, как указывала сама "Роснефть", является ключевым элементом программы перевооружения парка буровых установок, а также стратегии по наращиванию доли внутреннего сервиса. В целом "Роснефть" планирует обеспечить рост объемов бурения на 7-10% в год.
Как заявлял первый вице-президент "Роснефти" Эрик Лирон, буровой парк ОБК является одним из самых современных с точки зрения технологий и среднего возраста буровых установок. Компания владеет 48 буровыми установками, работает более чем на 30 месторождениях и площадках.
В рамках стратегии по развитию собственного нефтесервиса "Роснефть" интересуется не только российскими, но и зарубежными активами. В августе компания закрыла сделку по покупке 100% ООО "Трайкан Велл Сервис" (структура международной нефтесервисной Trican Well Service Ltd). Компания оказывает в России услуги по использованию высококачественных систем закачки с целью повышения нефтеотдачи пластов при разработке традиционных запасов нефти и газа. По итогам 2014 года флот буровых установок вырос в три раза, до 213 единиц, а количество собственных буровых бригад увеличилось в четыре раза. Компания планировала довести в 2015 году собственные мощности до 230 буровых бригад. "Роснефть" идет по пути увеличения своего присутствия в нефтесервисном секторе, став первой в России нефтяной компанией, которая решила радикально пересмотреть свое отношение к сервисному бизнесу и изменить тренд последних десятилетий. Как сообщал в июне на собрании акционеров компании ее глава Игорь Сечин, в ближайшие пять лет НК планирует увеличить долю собственного бурового сервиса с 40% в прошлом году до 75-80%.
Развитие собственного нефтесервисного бизнеса во многом связано с геополитической ситуацией: импорт оборудования для добычи нефти на сложных месторождениях и на арктическом шельфе стал невозможен. Это заставило российские компании задуматься об экспансии в нефтесервисный сектор и производстве оборудования. В 2014 году нефтяники столкнулись с ценовым сговором на рынке нефтесервисных услуг, и именно после этого "Роснефть" приняла решение по развитию собственного сервисного бизнеса. Наличие собственного нефтесервиса повышает в том числе эффективность добычи. К примеру, у компании "Роснефть" уровень удельных операционных расходов на добычу нефти один из лучших в мире — $2,8 на баррель. По словам главы "Роснефти", компания смогла воспользоваться ситуацией на рынке и купить ряд активов в нефтесервисном секторе.
Примеру "Роснефти" могут последовать и другие компании, считают эксперты, так как кардинально изменилась экономика нефтесервисного рынка. Еще пять лет назад производителям нефти было выгодно выводить сервис за периметр вертикально интегрированных холдингов в рамках борьбы за увеличение капитализации. Например, "Газпром нефть" полностью ориентируется на внешний нефтесервис. Но сейчас это приводит не к сокращению производственных расходов, а, наоборот, к увеличению затрат. Изначально компании могли получить гарантии от подрядчиков по стоимости услуг в рамках конкуренции на рынке, но затем игроки сервисного рынка начали диктовать своим заказчикам цены на услуги их собственных бывших активов. Сейчас помимо "Роснефти" собственный нефтесервис остался только у "Сургутнефтегаза", который планомерно наращивал мощности, а не продавал их. Компания почти на 100% обеспечена собственным сервисом.
С тем, что развитие собственных сервисных подразделений является правильной стратегией, согласны и в правительстве. Как отмечал в интервью ТАСС министр энергетики РФ Александр Новак, развитие собственного сервиса нефтегазовыми компаниями РФ может позволить сократить их затраты на 10-20%. При этом, по мнению министра, российскому рынку будет полезно повышение конкуренции собственного нефтесервиса со сторонним. Это, говорит он, позволяет развивать компетенции внутри России.
Тем более этому могут способствовать новые налоговые изменения. Введение налога на финансовый результат (НФР), учитывающего затраты нефтяников на разработку месторождений с повышающими коэффициентами, сделает выгодным возврат нефтесервисных активов в структуру нефтекомпаний. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов еще весной отмечал, что НФР "сделал бы сам процесс капиталовложений очень прибыльным для нефтяников".
Екатерина Борцова
«Нефтегазовый сервис» - приложение к газете «Коммерсант»
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |