Окна возможностей в вертикали образования
Первый всероссийский педагогический кейс-чемпионат не будет последним, обещали в «Татнефти».
(
22 июля 2024 10:25 , ИА "Девон" )
Анвар Маликов, ИА «Девон».
«Татнефть», выстраивающая вертикаль образования от детсада до вуза, начала привлекать к своим проектам в этой сфере не только экспертное сообщество России, но и перспективную молодежь. В частности, для этого в Альметьевске компания провела
всероссийский педагогический кейс-чемпионат молодых школьных учителей и старшекурсников профильных вузов всей страны.
«Чтобы поучиться, узнать что-то новое, сверить свой курс, туда ли идем», - так обозначил цель чемпионата его инициатор - генеральный директор «Татнефти» Наиль МАГАНОВ.
ПЛАНКА ДЛЯ РОСТА.
Подобное командное учительское состязание проведено в масштабах России впервые. Это подтвердила прибывшая в Альметьевск в качестве эксперта директор московского Центра изучения проблем профессионального образования Ольга ОЛЕЙНИКОВА, назвав это мероприятие уникальным.
На чемпионат по результатам заочного отбора приехали 120 будущих и действующих педагогов из 12 регионов России. География охватила пространство от Владивостока до Петрозаводска.
Чемпионат проводился в созданном «Татнефтью» кампусе Альметьевского государственного технологического университета "Высшая школа нефти" (АГТУ ВШН). Этот суперсовременный комплекс нефтяного образования и науки произвел большое впечатление не только на конкурсантов, но и на именитых экспертов из Москвы. По их словам, такого им еще не приходилось видеть.
«Балуете вы их», - по-доброму сказала одна из экспертов после экскурсии в расположенное здесь же комфортабельное студенческое общежитие. «Не балуем, а ставим нормальную стартовую планку для дальнейшего роста», - последовал ответ.
КОМАНДНАЯ РАБОТА.
Как проходили состязания?
Были сформированы 40 смешанных команд по три ранее не знакомых друг с другом человека, представлявших разные учебные дисциплины. Организаторы объяснили этот момент мировым трендом на междисциплинарность в образовании и науке.
- Мы задумали чемпионат как одно из мероприятий для формирования сообщества учителей, потому что этого не хватает, - пояснила руководитель Корпоративного университета ПАО "Татнефть" Ольга ЦЫГИНА. - Много учительских конкурсов в стране проводится, но ни в одном из них педагоги не работают командой.
- Было пять рабочих дней, - рассказал Андрей СТИФЕЕВ, ведущий куратор московской Школы креативного мышления и инноваций «ИКРА» (партнер по организации чемпионата). – В первый день они проходили практики командообразования. На другой - велось формирование концепции. Участники анализировали контекст современного образования и описывали портрет современного школьника, затем формировали верхнеуровневый концепт будущего образовательного модуля.
День третий. Участники уже перешли к тактике и сформировали первый прототип занятия, по шагам расписывали путь ученика по своему образовательному проекту
Каждая команда создала собственный дидактический модуль на конкретную тему по школьным предметам - математике, физике, химии, биологии, информатике, истории, русскому языку, труду или внеурочным занятиям. При этом не было никаких домашних заготовок – задания вручались на месте.
День четвертый. Для защиты этих проектов устроители создали практически реальные условия, даже специально привезли «подопытных» детей из оздоровительных лагерей «Татнефти». Дети были разного возраста и за день каждый прошел по четыре реальных урока от участников.
А в завершающий день прошла презентация проектов. Сначала - полуфинал, где экспертами были татарстанские педагоги.
НЕ БОЯТЬСЯ ТОЧНЫХ НАУК.
И, наконец, после обеда, - финал, куда вышли 10 команд, все – по разным дисциплинам. Он прошел в виде питчинга, то есть, блиц-защиты концепции перед заказчиком.
- Но и у тех, кто не попал в десятку лучших, были очень крутые проекты, - считает Ольга Цыпина. - Они нам интересны, ведь в образовательный контур «Татнефти» входят 8 муниципальных школ. Мы все 40 проектов рассмотрим – такое поручение дал Наиль Ульфатович.
Состав жюри сменился – он состоял из экспертов уже федерального уровня. Среди них был и Наиль Маганов. Видные ученые и практики задавали сложные вопросы.
Надо отдать должное конкурсантам, ни один не стушевался, а если немного и «поплыл» по сути, то умело «выплывал» благодаря харизме и красноречию, под шумный восторг и аплодисменты зала. Даже эксперты то и дело не могли удержаться от одобрительного смеха.
Критерии, по каждому из которых выставлялис оценки, были такие: применимость без специальных знаний и ресурсов; оригинальность решения; ясность выступления; достижение образовательных целей и развитие предметных навыков; формирование дополнительных навыков или решение поставленного вызова.
Как не бояться точных наук и уметь связать их с окружающей действительностью – такой была одна из целей, которые поставили для себя авторы ряда проектов. Так студенты Елабужского филиала КФУ (бывший ЕГПИ) свою работу по 3D моделированию назвали «Поиск сокровищ». Говорящим является название модуля «Физика - море возможностей».
Конкурсанты из Высшей школы нефти предложили сценарии квеста для изучения лабораторного оборудования и приборов; маршрута приключений – для проведения физических опытов; ролевые игры – для изучения новых тем; игровые активности – для закрепления полученного материала. Как сказала участница команды Диляра КОВАЛЕНКО, руководитель Центра китайского языка ВШН, кейс чемпионат – место, где креативность стала синонимом преподавания.
Ангелина Симонова, учитель биологии из школы №1 Екатеринбурга, вместе с подругами по команде (одна преподает английский язык, другая – историю) представила модуль «Ландшафтный дизайн» в форме морского боя. Задачей было научить детей узнавать растения, растущие вокруг. «Ведь дети их не знают!» - объяснила она.
ПРОКАЧАТЬ СЕБЯ.
В итоге победителями названы три команды – они получили денежные призы.
Первое место заняла команда, в которой все три участницы оказались студентками Глазовского государственного педагогического университета имени В.Г. Короленко (Удмуртия), - Софья КАМАШЕВА, Варвара ЧУМАКОВА и Алина САДЫКОВА. Они подготовили оригинальный лингвистический проект, направленный на умение детей выражать эмоции, используя лексику русского языка.
«Мы думали, что здесь будет акцент на естественные науки - всё-таки «Татнефть», - сказала Софья. - И мы очень сильно удивлены, рады и счастливы».
- Одно дело – придумать идею, другое - ее презентовать. Были созданы уникальные условия, чтобы креативные идеи могли реализовать и студенты, и практики, - такую оценку чемпионату дала Ольга Олейникова. - Мы услышали здесь от молодежи много идей. Это можно считать будущим образования. Если их воплотить в наше консервативное образование, то оно сдвинется с места. Педагогика – очень консервативная вещь. Она так медленно меняется, и повернуть ее - целая история.
А от участников были такие отзывы:
- Спасибо организаторам, что расширили нам горизонты кругозора и мышления.
- Нас бросили на большую глубину – так учат плавать.
Ульяна ДЕМУРА, учитель физики и робототехники из города Артём Приморского края, приехала из такого далёка за «сбычей трех мечт – прокачать себя среди коллег со всей страны, увидеть Казань, побывать в Иннополисе». Татарстан, по её словам, ассоциируется с «самым крутым инновационным регионом». Команда с участием Ульяны заняла второе место.
ОНИ БУДУТ ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ.
Перед вручением наград Наиль Маганов пожелал всем участникам не бояться экспериментировать, быть открытыми новому.
- В нашей стране много талантливых учителей, поэтому у неё хорошее будущее, - уверен он. - Процесс образования в сочетании с воспитанием должен постоянно развиваться. Ищите новые методы и подходы, любите своих учеников. Вы делаете большое важное дело для страны. Для нас важно формировать людей, которые будут делать мир лучше. Надеемся, что это сотрудничество будет долгосрочным и эффективным. А если почувствуете, что можете сделать больше, чем на своем рабочем месте, пишите - мы всегда будем вам рады.
…Кстати, из беглого опроса, проведенного автором этих строк, выяснилось, что немало участников чемпионата хотели бы переехать в Альметьевске для работы учителями. При этом молодые люди были и из крупных областных центров...
Затем настал черед уже экспертам отвечать со сцены на вопросы конкурсантов. На панельной дискуссии обсуждались злободневные темы. Например, о несовершенстве учебников, об изменениях в аттестации учителей, запросе на инженерное образование…
- Молодые люди горят своей профессией, задают сложные вопросы, - подытожила модерировавшая дискуссию Ольга ЦЫГИНА. - Хорошо бы, чтобы они дошли по адресу. Вместе наш голос будет громче.
ТАКИХ МЕСТ МАЛО.
- «Татнефть», выстраивающая систему непрерывного образования от детсада до высшей школы, может воплотить многие из этих идей, которые мы услышали от финалистов, - так прокомментировала Информагентству «Девон» итоги чемпиона Ольга Стрельникова.- Не знаю другой компании, которая так много вкладывает в эту сферу, что гордость распирает. Здорово, что здесь такая команда.
По её словам, Альметьевск становится очень серьезным образовательным центром. Таких мест очень мало. Это удачный пример коллаборации государства с бизнесом. Хорошо бы его масштабировать дальше.
Уже в неформальном общении экспертов с Наилем Ульфатовичем директор Центра изучения проблем профобразования посетовала:
- Наши нормативы, наши правила настолько серьезны, что мы хотели бы помечтать о такой творческой свободе, которая есть здесь.
- Приезжайте со своими идеями, мы открыты к сотрудничеству, - ответил руководитель «Татнефти».
- Мы просто открываем окна возможностей, - добавил начальник управления по работе с персоналом компании Андрей ГЛАЗКОВ.
Для справки. Кейс-чемпионат является частью нового крупного проекта «Образовательная экосистема Татнефти». В её вертикаль образования включены 12 детсадов, 8 общеобразовательных школ, 5 учреждений среднего профобразования, шесть вузов и 17 заведений дополнительного образования.
- Большая благодарность «Татнефти» за это от системы образования, - в свою очередь сказал заместитель министра образования и науки Татарстана Рамиль ХАЙРУЛЛИН (Минобр РТ был партнером чемпионата).
А вот слова главного научного сотрудника Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Елены МЕДВЕДЕВОЙ:
- Есть две модели образования. То, о чем здесь шла речь, о единой сквозной системе – детский сад – школа, профучилище – высшая школа и наука - это то, на что надо равняться. «Татнефтью» создан единый образовательный контур. Мы пока только говорим, что такая система должна быть, а в Альметьевске она уже есть. Об аналогах подобной системы в России я не слышала.
Елена Медведева считает, что этот опыт мог бы стать пилотным в масштабах России. «Это не просто практикоориентировано. Это было бы интересно с точки зрения научной составляющей и с учетом социально-экономических факторов», - отметила она.
Впечатление же от мероприятия она выразила так:
- Испытали восторг от увиденного и услышанного, приятно шокированы новыми форматами. Пожелаем, чтобы это была не разовая акция.
- У нас есть желание и в следующем году провести такой чемпионат, - пообещала Ольга Цыгина. - И участников будет больше - ведь у него уже есть история.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Образование, Татнефть, Альметьевск, Высшая школа нефти, Социалка