Буровой рынок в прошлом году демонстрировал жизнеспособность
Вопреки санкциям и обвалу цен на нефть
(9 марта 2016 07:49 , ИА "Девон" ) Проблемы, с которыми столкнулась российская экономика в 2014-м, не могли не сказаться на буровой отрасли. эксплуатационная проходка в стране тогда впервые за пять лет просела, причем довольно ощутимо — на 5%.
Дальнейшего спада не случилось — напротив, объемы бурения в минувшем году выросли на 11,5%, что во многом обусловило рекордный уровень нефтедобычи в стране. драйверами спроса на буровые услуги остаются необходимость поддерживать добычу в традиционных регионах и освоение новых месторождений.
Планы ВИНК, не собирающихся в новом году снижать добычу, дают оптимистам основания предположить, что в ближайшей перспективе буровой рынок продолжит умеренный рост. с другой стороны, стремительно ухудшающаяся ситуация в «нефтянке» не позволяет исключить возврата отрасли к показателям двухлетней давности.
В том, что буровой сектор скорее жив, чем мертв, убедили итоги первого полугодия, когда, по данным Минэнерго, эксплуатационное бурение в России выросло к тому же периоду 2014-го на 10,3%, разведочное — почти на 8%. Это позволило нефтяным компаниям, несмотря на кризис, в январе–июне увеличить добычу на 1,3%.
Но предсказать, как поведет себя рынок дальше, было сложно: признаков стабилизации экономики не просматривалось, нефтяные цены продолжали катиться вниз… Так что мнения аналитиков не отличались определенностью. Согласно октябрьскому прогнозу Deloitte, по итогам года рост эксплуатационного бурения мог составить от 4 до 13% (до 20,2 млн и 21,9 млн м соответственно). Оптимизм основывался на факте, что в 2015 году из крупных ВИНК только «ЛУКОЙЛ» объявил о снижении проходки, остальные планировали сохранить или нарастить объемы.
Оптимистический сценарий подтвердился. По данным Минэнерго, в прошлом году эксплуатационная проходка выросла на 11,5%, до 22,1 млн м, что позволило нефтяникам установить новый рекорд добычи — более 534 млн тонн нефти и конденсата. Уже за 11 месяцев компании пробурили больше, чем за весь позапрошлый год.
Едва ли не треть общего объема бурения пришлась на «Роснефть».
Наибольший же рост к предыдущему году — в 2,3 раза — отмечен у «Татнефти». В том числе за счет разбуривания старого фонда скважин, что отчасти было вынужденной мерой в условиях кризиса; аналогичные работы в прошлом году активно проводила и «Башнефть». Не случайно обе эти компании стали лидерами и по темпам роста добычи.
При этом в отрасли сохраняется курс на опережающий рост горизонтальной проходки: если за весь 2014 год она составила 5,8 млн м (увеличившись, по данным Deloitte, на 33% к уровню позапрошлого года), то за 11 месяцев 2015-го — уже 6,7 млн м.
Как не раз отмечалось, усложнение условий добычи ставит на повестку дня эффективность решений — компании все чаще предпочитают строить сложные скважины. Ослабление рубля принесло нефтяникам рост рублевой выручки, позволяющий не слишком экономить на услугах буровых подрядчиков.
С точки зрения географии бурения продолжилась тенденция последних лет, когда Западная Сибирь понемногу снижает свою долю (по данным Deloitte, в 2014-м — с 83 до 70%) за счет роста в перспективных провинциях, главных образом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Около 80% спроса на буровые услуги в последние годы традиционно обеспечивают четыре крупнейшие ВИНК.
Добыче за проходкой не угнаться
Бесспорный лидер, «Роснефть», в 2014-м на четверть снизившая проходку, в прошлом году наверстывала упущенное. По итогам трех кварталов компания сообщила об историческом рекорде в бурении: проходка выросла на 33%, почти достигнув совокупного объема 2014 года, а число введенных скважин превысило 1,3 тыс. (+16% к аналогичному периоду 2014-го). Свыше 30% новых скважин компании были горизонтальными (более 390 единиц), сроки их строительства сократились на 6%.
За этот период зарезка боковых стволов была проведена более чем на 700 скважинах (+48%) с дополнительной добычей около 1,5 млн тонн.
Количественный и качественный рывок был достигнут в том числе благодаря развитию собственного бурового сервиса, на долю которого в прошлом году пришлось более половины всех буровых работ «Роснефти» (см. «Прозрачнее и дешевле»). Тем не менее рост проходки не помог госкомпании остановить снижение нефтедобычи, которое, как и в 2014-м, составило 0,9%.
Эту тенденцию наглядно иллюстрирует крупнейшее добывающее предприятие «Роснефти» — «Юганскнефтегаз». За 11 месяцев «Юганск» нарастил проходку в полтора раза к аналогичному периоду 2014-го, но при этом, по данным ЦДУ ТЭК, по итогам года снизил добычу на 3,3%, до 62,4 млн тонн. Между тем прошлым летом глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с премьером Дмитрием Медведевым говорил о том, что за счет роста бурения добыча предприятия в 2015 году составит 66 млн тонн. Планы позапрошлого года, согласно которым за 2–4 года «Юганск» нарастит производство на 7 млн тонн, по-видимому, также останутся нереализованными.
Лучше показатели у «дочек» «Роснефти», на балансе которых не так много старых месторождений.
Например, «Уватнефтегаз» в прошлом году увеличил среднесуточную добычу на 10%. Предприятие начало эксплуатационное бурение на четырех месторождениях, установив два рекорда скорости проходки; были введены в эксплуатацию 73 новые скважины с общей добычей более 7 тыс. тонн в сутки (подробнее см. «Уватские миллионы» в «НиК» № 10, 2015 г.).
«Самаранефтегаз», по итогам года увеличивший добычу нефти на 5,4%, пробурил более 340 тыс. м эксплуатационных скважин — в полтора раза больше, чем годом ранее, при этом существенно нарастив объемы горизонтального бурения. Кроме того, за счет расконсервации старых скважин и зарезки в них боковых стволов предприятие рассчитывало получить до 250 тыс. тонн дополнительной нефти (см. также «Бурить и покупать» в «НиК» № 6, 2015 г.).
Рост проходки «Роснефти» обеспечивают не только разрабатываемые месторождения, но и те, что лишь подготавливаются к запуску.
Так, в мае «Мессояханефтегаз» (СП с «Газпром нефтью») начал полномасштабное эксплуатационное бурение на Восточно-Мессояхском месторождении, ввод которого намечен на конец 2016 года. Продолжались буровые работы на Юрубчено-Тохомском, где только на первом этапе освоения предусматривается строительство 170 добывающих скважин. А в ближайших планах «Ванкорнефти» — запуск месторождений Ванкорского кластера, в первую очередь Сузунского, Тагульского и Лодочного. Текущие и перспективные проекты позволяют «Роснефти» прогнозировать на ближайшие пять лет ежегодный рост объемов проходки на 7–10% с увеличением доли собственного бурения до 75–80%. Вопрос в том, поможет ли это решить одну из ключевых задач в секторе upstream — стабилизировать добычу на западносибирских промыслах.
Стабильность — признак мастерства
Второе место по объемам эксплуатационной проходки в стране удерживает «Сургутнефтегаз». Его стратегия нацелена на сохранение в среднесрочной перспективе добычи нефти на уровне 61–62 млн твг. Достичь этого предполагается «за счет выполнения запланированной программы буровых работ, увеличения дебита новых скважин, дальнейшего повышения эффективности ГТМ и ввода новых месторождений». В 2014 году компания также существенно снизила эксплуатационную проходку (до 4,1 млн м), что не помешало ей добыть «свои» 61,4 млн тонн (при снижении на 1% добычи в основном регионе деятельности — Западной Сибири).
В минувшем году «Сургут», как и «Роснефть», стремился компенсировать «недобуренное» в 2014-м. По данным компании, объем ее проходки составил 4,5 млн м, в том числе в поисково-разведочном бурении — 202,2 тыс. Значительные объемы пришлись на месторождения им.
Шпильмана и Южно-Ватлорское, введенные в прошлом году. Не случайно по итогам года добыча «Сургута», пусть символически, но возросла — до 61,6 млн тонн (+0,3%).
Отметим, однако, что метраж горизонтального бурения у «Сургута» — наименьший среди ведущих ВИНК. Задачу повышения эффективности компания решает другими способами — бережным отношением к фонду скважин (бездействующих скважин у нее почти вдвое меньше, чем, например, у «Татнефти», при почти одинаковом эксплуатационном фонде) и традиционной опорой на собственные силы в бурении.
В ближайшей перспективе основные объемы проходки «Сургутнефтегаза» по-прежнему придутся на Западную Сибирь, потенциал которой считается отнюдь не исчерпанным. Так, на 2016-й компания планировала запуск Южно-Мытаяхинского месторождения в ХМАО, а также Южно-Нюрымского на юге Тюменской области. В этом регионе и прилегающих районах Югры у «Сургута» 12 лицензионных участков с семью открытыми месторождениями, на базе которых предполагается создать новый кластер нефтедобычи. До 2017 года здесь запланировано бурение 19 поисково-разведочных скважин.
Шаг назад
«ЛУКОЙЛ», который в позапрошлом году единственным из «большой четверки» ВИНК увеличил объемы эксплуатационного бурения, за 11 месяцев прошлого снизил их почти на треть, впервые уступив по общему метражу проходки даже «Газпром нефти». Это не стало сенсацией: ранее глава компании Вагит Алекперов говорил о сокращении инвестпрограммы на 2015 год. По данным «Ведомостей», за три квартала «ЛУКОЙЛ» вложил в добычу и разведку в России в 1,8 раза меньше ($3,5 млрд), чем годом ранее. Неудивительно, что его нефтедобыча в России по итогам года снизилась на 1,1% (до 85,7 млн тонн), а у «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» — на 6,1%. Крупнейшая добывающая «дочка» «ЛУКОЙЛа» за 11 месяцев пробурила лишь 1,4 млн м (в январе–ноябре 2014-го — более 2,1 млн).
Как объяснял вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун, компания сегодня бурит только самые рентабельные месторождения — подпадающие под налоговые льготы либо находящиеся вблизи транспортной инфраструктуры. Существенное снижение проходки отмечено даже у «ЛУКОЙЛ-Коми», который, по предварительным данным, в прошлом году нарастил добычу на 7,3% (см. также «По восходящей» в «НиК» № 5, 2015 г.). Отметим также, что по средней глубине скважины «ЛУКОЙЛ» в прошлом году занимал предпоследнее место среди крупных ВИНК, опережая лишь «Татнефть».
При всем при этом объемы горизонтального бурения компании в январе–ноябре не только не снизились, но даже возросли — до 840 тыс. с 785 тыс. м за соответствующий период 2014-го. Наиболее технологичная лукойловская «дочка» с точки зрения буровых работ, «Нижневолжскнефть», за это время пробурила всего 33 тыс. м скважин, но все они были горизонтальными. Так, в феврале при бурении скважины № 108 на месторождении им. Корчагина на шельфе Каспия был установлен новый мировой рекорд по дистанции, пройденной за один рейс в бурении с большим смещением забоя, — 4908 м; при вертикальной глубине скважины чуть более 1,5 км общая протяженность ствола составила более 8 тыс. м. Предыдущий рекорд по горизонтальной проходке также связан с месторождением Корчагина (см. «Каспийские горизонты» в «НиК» № 9, 2015 г.).
В то же время запуск ряда проектов на Каспии отложен «ЛУКОЙЛом» до лучших времен; начало эксплуатационного бурения на месторождении им. Филановского, которое должно вводиться вслед за Корчагинским, перенесено с декабря 2015-го на февраль 2016 года.
Высокие-высокие технологии
«Газпром нефть», по словам председателя совета директоров Алексея Миллера, в 2015 году «сохранила лидирующие позиции в российской нефтяной отрасли и продемонстрировала рекордный рост добычи — более чем на 20%» (добыча компанией жидких углеводородов возросла на 2,1%). Увеличение добычи связано не столько с ростом проходки — он был незначительным, а годом ранее и вовсе снизился, сколько с повышением технологичности работ и грамотным использованием бурового хозяйства. В январе–сентябре лишь 9,5% скважин «Газпром нефти» были неработающими, и компания приблизилась по этому показателю к бессменному лидеру — «Сургутнефтегазу» (8,1%).
При этом «Газпром нефть» остается флагманом среди ведущих ВИНК по доле горизонтального бурения — за 11 месяцев оно составило более 50% ее общей проходки!
По итогам года в компании прогнозировали увеличение объемов горизонтального бурения на 12,5% — до 334 скважин. «Рост количества высокотехнологичных скважин позволяет вовлекать в коммерческую разработку все более сложные запасы, повышая эффективность освоения наших месторождений», — отмечает первый заместитель гендиректора «Газпром нефти» Вадим Яковлев.
«Газпромнефть-Хантос», ведущая «дочка» «Газпрома», за первые три квартала увеличила добычу на 2,6%. Рост «обусловлен успешной работой с базовым фондом скважин, а также ускоренной реализацией проектов геолого-технических мероприятий». Еще один важный фактор — вовлечение в разработку краевых участков месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, в частности, с помощью большеобъемного гидроразрыва пласта. Всего за прошлый год «Газпромнефть-Хантосом» построены 37 горизонтальных скважин с проведением многостадийного ГРП. Так, на Южно-Приобском месторождении была введена в эксплуатацию горизонтальная скважина, на которой впервые в «Газпром нефти» произведен 15-стадийный гидроразрыв. Ожидаемый эксплуатационный потенциал скважины — не менее 75 тонн в сутки — как минимум на 10% превышает показатели ГРП с меньшим количеством стадий.
У другой «дочки», также работающей в Западной Сибири, — «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» — доля горизонтального бурения приближается к 90%. Как отмечают на предприятии, «детальное изучение геологического строения залежей и использование новых технологий позволяют нам успешно реализовывать стратегию по увеличению добычи углеводородов даже на месторождениях, разработку которых мы ведем почти два десятка лет».
С начала 2015 года «Ноябрьскнефтегаз» ежемесячно заканчивал бурение около 10 новых скважин, а также выводил из реконструкции до 15 скважин методом зарезки боковых стволов. Этот показатель — один из лучших в «Газпром нефти». По итогам первого полугодия на промыслах «Ноябрьска» методом ЗБС было пробурено 61,8 тыс. м — почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2014 года. В декабре на Вынгапуровском месторождении «Газпром-нефть-ННГ» пробурила скважину на юрские отложения, протяженность которой по стволу с учетом пилотного ствола — 7400 м — стала рекордной для всей «Газпром нефти». И все же, несмотря на все усилия, за 11 месяцев у «Газпром-нефть-ННГ» отмечено снижение нефтедобычи… Наибольший же рост производства показала «Газпром нефть Оренбург». За три квартала консолидированная добыча предприятия выросла на 17,4% — в первую очередь благодаря успешному бурению 60 новых скважин и проведению ГТМ. В частности, 17 горизонтальных скважин на Царичанском месторождении запущены с применением многостадийного ГРП. Напомним здесь, что в 2014 году в «Газпром нефть Оренбург» началась реализация трехлетней программы «Технический предел», цель которой — сокращение цикла строительства скважин не менее чем на 20%, снижение капзатрат на 15% и повышение безопасности работ (см. «К пределу возможного»).
В 2016 году «Газпром нефть» планирует на 5,5% увеличить объем инвестпрограммы. На 2016–2017 годы намечен пик инвестиций крупнейших новых проектов — по вводу Новопортовского и Мессояхских месторождений. Это позволяет предположить, что в нынешнем году компания как минимум не снизит объемы буровых работ.
Без эйфории
Большинство экспертов крайне осторожны в прогнозах о том, как поведет себя буровой рынок в дальнейшем. «Даже при низких ценах на нефть в России по-прежнему очень много скважин, которые выгодно бурить», — приводит «Коммерсантъ» мнение источника в крупной ВИНК.
Как говорил в декабре глава «Газпром нефти» Александр Дюков, добыча для его компании будет рентабельной даже при цене $18–20 за баррель.
Впрочем, стремительно меняющаяся ситуация может внести коррективы в планы нефтяников. Ведь ценовой уровень, о котором упоминал Дюков, сегодня уже не выглядит чисто умозрительным. По словам главы «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова, критическим моментом для отрасли станет падение цен ниже $24 — тогда «очень много проектов, даже действующих, будет остановлено». Уже сегодня в стране сокращаются инвестиции в бурение, заморожен запуск новых крупных месторождений, отмечает топменеджер. Что касается разведочного бурения, предполагающего работу на перспективу, то оно уже сполна ощутило на себе ледяное дыхание кризиса.
Все это, естественно, не замедлит сказаться на нефтедобыче. Если Минэнерго ожидает, что в текущем году она еще останется на прошлогоднем уровне, то, по мнению Газпромбанка, может случиться снижение — до 529 млн.
«Нефть и капитал», №2 2016
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Газпром нефть, Газпромнефть-Оренбург, Лукойл, Роснефть, Самаранефтегаз, Татнефть, бурение, Сургутнефтегаз, скважины горизонтальные