Ученые открыли неожиданный эффект ультразвука для нефти

Оказалось, что сверхнизкие частоты разрушают высокомолекулярные соединения серы.

(20 октября 2023 16:40 , ИА "Девон" )
Ученые Российского госуниверситета нефти и газа имени Губкина вместе с коллегами из Казанского федерального университета с помощью ультразвука «облагородили» нефть. Новая технология поможет ее очистить от примесей и повысить текучесть «черного золота». Об этом сообщает издание «Энергия+».

Специалисты воздействовали на углеводороды ультразвуковыми волнами частотой 20 килогерц. Это предел человеческой слышимости: нашим ухом такой звук воспринимается как очень тонкий комариный писк. Однако такого звука достаточно, чтобы в нефти возник резонанс, разрушающий высокомолекулярные соединения.

Ученые РГУ им. Губкина и КФУ выяснили, что из примесей самой «хрупкой» в нефти является молекула серы. Сернистые соединения от ультразвуковых волн разрушаются проще всего. Остается лишь собрать вместе «разлетевшиеся» молекулы серы при помощи химического реагента, чтобы они выпали в осадок.

Сейчас исследователи работают над тем, чтобы стабилизировать эффект резонанса. Это позволит избежать притяжения «осколков» высокомолекулярных соединений.
Отмечается, что сера вредна для трубопроводов, нефтеперерабатывающих установок, двигателей и т.д.

Справка Информагентства «Девон»:

В ходе исследования были применены управляемые многочастотные акустические поля. Они ускоряют все физико-химические процессы в обрабатываемой жидкой среде, в том числе при смешении сред. Ультразвуковая обработка безопасна для окружающей среды, отмечают ученые.

Ученые Губкинского Университета и Казанского федерального университета успешно очистили нефть непосредственно в условиях нефтяного месторождения. Содержание серы удалось снизить на 50% с помощью ультразвука.

Не менее важным результатом стала организация докавитационных режимов работы акустических полей. Это необходимо для разделения водонефтяных эмульсий на нефтепромыслах России. Ультразвук позволяет на 20-30% понижать норму ввода дорогостоящих химических реагентов и повышать их эффективность с ускорением химических процессов.

Ранее «Информ-Девон» писал о технологии очистки нефти вращающимся электромагнитным полем. При этом путем электролиза можно извлекать редкие и цветные металлы, а сернистые соединения использовать для выпуска стройматериалов. Это позволит выпускать низкосернистое топливо, к примеру, судовое.

Недавно ИА «Девон» сообщал, что новые катализаторы КФУ для подземного облагораживания сверхвязкой нефти позволили увеличить добычу на скважине «Татнефти». Больших успехов с помощью технологии Казанского федерального университета удалось также достичь на кубинском месторождении Бока де Харуко.

Поиск по теме: Сера, Казанский федеральный университет, наука