Благодаря дополненной реальности на ТАНЕКО обеспечили надежность ИБП
Отечественная технология позволяет предотвращать простои и аварии.
(
5 сентября 2022 06:05 , ИА "Девон" )
На НПЗ «ТАНЕКО» (Нижнекамск) внедрили систему дополненной реальности, позволяющую предотвратить простои и аварии источников бесперебойного питания. Они непрерывно питают автоматизированные системы управления переработкой нефти. Об этом Информагентство «Девон» узнало из сообщения разработчика технологии – компании «МЦД».
Справка ИА «Девон»: Дополненная реальность (augmented reality, AR) — это среда, в реальном времени дополняющая физический мир с помощью планшетов, смартфонов и др. и программной части. В отличие от виртуальной и смешанной реальности, в дополненной виртуальные объекты проецируются на реальное окружение.
Зачастую оперативно устранить неисправность на предприятии мешает человеческий фактор. Несмотря на то, что за мониторинг систем отвечают специально подготовленные люди, всегда есть риск пропустить сигналы об аварии. К тому же, при аварии счет идет на минуты. В таких случаях инженеру необходимо оперативно решать проблемы с оборудованием, находящимся под высоким напряжением.
Для решения этих проблем специалисты ТАНЕКО рассматривали несколько технологий, включая виртуальную (VR) и дополненную реальность (AR). Однако VR-технология не помогала в работе с реальным оборудованием, поскольку взаимодействие с ним происходит в виртуальном пространстве. Кроме того, передвигаться по территории завода с надетыми VR очками, закрывающими обзор, небезопасно.
AR позволяет работать с реальным оборудованием и получать дополнительную информацию, недоступную инженерам в производственных помещениях. Поэтому специалисты «Татнефти» остановились на технологии дополненной реальности. Было выбрано отечественное решение ServiceVizor, разработанное компанией «Моделирование и цифровые двойники».
ServiceVizor – это решение для автоматизации бизнес-процессов сервисного обслуживания на основе дополненной реальности. Оно предназначено для помощи техническому персоналу, создания цифровой базы знаний по ТОиР, регистрации дефектов и аварий, а также анализа критичности последствий отказов на цифровой технологической модели.
На ТАНЕКО технология была внедрена для информационного сопровождения и обучения инженеров автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) и автоматизации процессов обслуживания критически важного оборудования. С её помощью инженерам на объекте доступна дополнительная информация об оборудовании. Данные выводятся в виде виртуальных датчиков, индикаторов показаний приборов и точных 3D-копий оборудования.
Для проекта специалистами АО «МЦД» была разработана 3D-модель шкафа с электрооборудованием и ассистирующей среды в дополненной реальности. Для этого применилась фотограмметрия и сканирование объекта. Специалисты получили облако точек и на их основе воссоздали геометрию реального оборудования. Учитывая, что на ТАНЕКО используется учетная система 1С ТОиР, дополнительной задачей для ServiceVizor стала интеграция с 1С и кастомизация.
ServiceVizor позволяет видеть внутренние узлы и компоненты шкафа, которые обычно недоступны взгляду, и оценивать их техническое состояние. Например, наведя планшет на шкаф ИБП, техник видит в режиме наложения точную схему силовых линий. При этом участки под напряжением подсвечены на экране в соответствии с силой тока на линии в данном режиме работы шкафа. Это позволяет повысить безопасность труда.
Теперь достаточно подойти к шкафу, идентифицировать оборудование по QR-коду. Далее инженер может сопоставить контур модели на мобильном устройстве с контуром реального шкафа, а также загрузить все элементы дополненной реальности.
ServiceVizor может работать на любом мобильном решении – смартфонах Android и iOS, специализированных планшетах и промышленных 2D и 3D-очках дополненной и смешанной реальности (MR). На НПЗ используется мобильный планшет как наиболее подходящий для обходов и быстрого принятия решений. В частности, он позволяет выводить больше данных, чем очки.
Совместно с нефтепереработчиками эксперты «МЦД» проработали разные инструкции, которые можно использовать как первую помощь при различных видах аварий. Раньше персоналу приходилось самостоятельно оценивать ситуацию, выбирать алгоритм действий и тратить время на принятие решений. В ServiceVizor за каждую аварию и проблему отвечает отдельная инструкция. Она сразу дает рекомендации по действиям, необходимым для ее максимально быстрого устранения.
При возникновении аварии все ответственные получают уведомления о месте и источнике аварии, а также краткое описание ее возможных причин. Строго определены сценарии и меры по устранению каждой возможной аварии. Благодаря новой системе на ТАНЕКО уже удалось вдвое сократить время устранения аварии.
«Это наш первый опыт применения AR-технологий на производстве, – комментирует начальник службы ТПЭ АСУТП Руслан АШРАФЗЯНОВ. - Хотя ServiceVizor внедрен не так давно, мы уже видим положительные результаты. Наиболее важные из них – сокращение времени реагирования на внештатную ситуацию, оперативное уведомление о переключениях и выходу за аварийные значения значимых параметров оборудования».
Прим. «Информ-Девон»:
«Татнефть» реализует различные проекты по цифровизации на ТАНЕКО. Среди них – создание цифровых двойников установок переработки нефти (
ЭЛОУ АВТ-7).
Кроме того, на нижнекамском предприятии создали уникальную для России
АСУТП. Новая платформа под названием DPA внедрена на установке для изодепарафинизации дизельного топлива.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: IT, ТАНЕКО, энергетика, безопасность