3D печать - как делать ракеты и суперкары в 12 раз быстрее
В Казани заявили об импортоопережении в аддитивных технологиях и создании центров компетенций по ним.
(
30 июня 2023 17:46 , ИА "Девон" )
Аддитивные технологии – это материальное продолжение цифровых технологий, о которых в последнее время много говорят. Современные решения позволяют обрабатывать детали в «один клик». Об этом
рассказал помощник раиса (главы) Татарстана, завкафедрой лазерных и аддитивных технологий КНИТУ-КАИ Альберт ГИЛЬМУТДИНОВ. Его доклад прозвучал на заседании совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг» в Казани 30 июня.
Профессор Казанского научно-исследовательского технического университета (бывший авиационный институт) объяснил, почему для России критически важно развивать данное направление.
Среди преимуществ аддитивных технологий - практически неограниченная свобода в конструировании. Можно изготовить сложную модель из разных материалов, а также добиться высокой интегральности (чем меньше в сложной конструкции швов и стыков, тем выше интегральность – прим. ИА «Девон»). Перспективно и создание бионических изделий.
Кроме того, АТ позволяют значительно ускорить производство и снизить себестоимость изделий. При традиционном литье на изготовление детали может потребоваться до 60 дней (при выходе годного продукта до 40%). А трехмерная печать готовых изделий способна ускорить этот процесс до 6 дней.
Таким образом, производительность вырастает в 25 раз. По такой технологии серийно производятся завихрители камер сгорания авиадвигателей.
«Изделие уже летает. Это уже не какой-то исследовательский продукт», – пояснил Альберт Гильмутдинов.
Прим. Информ-Девон:
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) в 2015 году освоил производство композитных деталей для авиадвигателя ПД-14. Завихритель камеры сгорания впервые в России изготовили с помощью аддитивных технологий. Его успешно испытали в том же году на военном транспортнике Ил-76 (известен как «летающая лаборатория»).
«В Татарстане тоже есть интересные проекты в этой сфере, - продолжил завкафедрой КНИТУ-КАИ. - Нужны не только машины, чтобы печатать детали. Нужны металлические порошки и оборудование, которые их производит. Нужна постобработка. У нас есть серьезные заделы».
В КНИТУ разработана установка для плазменной обработки порошков мощностью до 60 кВт. Она позволяет обрабатывать любые сплавы и материалы, включая высокопрочную керамику. Разработана и полная математическая модель («цифровой двойник») установки и процессов обработки порошка.
Кроме того, с Росатомом разрабатываются плазмотроны. Планируется наладить их серийный выпуск.
«Мы весь цикл технологий закрываем отечественными разработками, - заявил Гильмутдинов. - Это импортоопережение. Новейшие технологии заложены в этих машинах».
Он также рассказал о технологии восстановления металлического порошка.
«Важно чтобы порошок был без загрязнений, внутренних пор и идеально сферической формы, - пояснил профессор. - Его можно использовать ограниченное количество раз. Но если изделие очень важное и массовое, новая технология позволяет восстанавливать порошок и возвращать его назад в производство».
Гильмутдинов также опроверг миф о том, что из 3D-принтеров сразу получаются готовые изделия. На самом деле при печати получается только заготовка, требующая постобработки.
В пример ученый привел тормозные суппорты для суперкаров «Бугатти». После того, как их печатают, на них наблюдается налет порошка и микропоры. Подобные недочеты устраняют, так как тормоза должны работать при очень высоких температурах.
«Будущее аддитивных технологий наступило 29 марта 2023 года, - добавил докладчик. – Тогда одна маленькая компания из Калифорнии запустила ракету Терран-1, которая на 85% изготовлена с помощью 3D-принтеров». Новую модель, Terran R, планируют сделать полностью с помощью трехмерной печати.
«По традиционной технологии эта ракету сделали бы за два года, а с помощью аддитивной технологий это стало возможным за месяц, – оценил Гильмутдинов. - Если наши оппоненты будут делать ракеты в 12 раз быстрее, чем мы, то какой будет наша конкурентоспособность?».
«Нам очень серьезно нужно осмыслить все эти возможности, – прокомментировал раис РТ Рустам МИННИХАНОВ. - Большое событие ожидается в Казани в ноябре - форум по аддитивным технологиям. Мы должны наши площадки подготовить, чтобы в Татарстане создать центры компетенций».
Справка Информагентства «Девон»:
22 марта космическая ракета Terran 1 взлетела с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Однако спустя несколько минут полета в верхней ступени возник сбой. Из-за этого корабль не смог выйти на орбиту. Ракета не несла грузы или спутники.
Ракету разработала фирма Relativity Space. Там заявили, что убедились в возможности полета ракет, полностью напечатанных на 3D-принтере. 3D-печать и раньше использовалась в космической отрасли, но не в таких масштабах.
Несколько лет назад французский производитель суперкаров Bugatti совершил прорыв благодаря 3D-печати. Впервые в мире на принтере был распечатан восьмипоршневой моноблочный тормозной суппорт из титана. Это самая большая подобная деталь, которую производят с помощью аддитивных технологий.
Суппорт был разработан в сотрудничестве с Laser Zentrum Nord, входящим в исследовательскую организацию Fraunhofer. Их ставят на самые быстрые и мощные спортивные машины в мире - Bugatti Veyron и Bugatti Chiron.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефтехиминвест-холдинг, КНИТУ-КАИ, Рустам Минниханов, Транспорт, Аддитивные технологии