Архив новостей

Февраль2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Железнодорожные поставки нефтепродуктов станут прозрачными

(9 января 2023 07:34 , ИА "Девон" )
Санкт-Петербургская биржа совместно с РЖД внедряет систему «Оператор товарных поставок». Цель нового проекта — повышение прозрачности цепочек поставок биржевого товара от покупателя до конечного грузополучателя. За счет информационной связки организованных торгов с системой железнодорожных перевозок покупатели гарантированно получат товар. Это изменит практики топливного рынка, пишет издание «Нефтянка».

ОНЛАЙН-ЛОГИСТИКА.

19 декабря 2019 г. было подписано трехстороннее соглашение между ФАС России, РЖД и СПбМТСБ. Дочернее предприятие РЖД — ООО «Цифровая логистика» — стала оператором товарных поставок биржи. Через личный кабинет в «Цифровой логистике» все участники процесса смогут максимально прозрачно и просто отследить процесс реализации биржевой сделки.

Выглядеть это будет так: продавец и покупатель заключают договор на СПбМТСБ. Покупатель в личном кабинете указывает реквизиты и пункт доставки, товар отправляется по назначению. Все стороны видят его в личном кабинете «Цифровой логистики», что повышает прозрачность. Открытым становится не только передвижение груза, но и его конечные потребители.

Санкт-Петербургская биржа также вводит единый расчет цены транспорта биржевого товара. Цель нововведения заключается в переходе всей системы на работу согласно единому методическому подходу, Покупатель должен понимать, сколько будет стоить транспортировка до заключения сделки.

В личном кабинете автоматически появятся документы сторон. Это транспортная накладная (договор перевозки) с отметками об отгрузке груза, с отметками о его прибытии на станцию назначения; данные о сроке нахождения вагонов на станции, о сверхнормативном сроке простоя вагонов. Раньше на получение этих документов покупателю приходилось тратить значительные силы и время.

Все данные о фактически погруженном товаре становятся доступны участникам сделки в режиме онлайн в момент оформления транспортной накладной. При этом регулировать вопросы об объемах поставленного товара, а также о расчетах за сверхнормативные простои вагонов, будут не продавцы и покупатели между собой. Вместо них этим займется клиринг биржи по информации, предоставляемой оператором товарных поставок.

По словам вице-президента СПбМТСБ Антона КАРПОВА, сейчас после заключения договора о покупке-продаже нефтепродуктов на бирже его исполнение с поставкой по железной дороге строится в двустороннем формате. Продавец и покупатель определяют между собой взаимоотношения по поводу перевозок топлива по железной дороге.

«Если продавец, в обязанности которого входит организация транспорта товара, еще может поддерживать связь с представителями железной дороги, то покупатель на это не имеет никакого права, - отмечает Антон Карпов. - Получается, что весь перевозочный процесс идет без участия лица, которое заплатило деньги за нефтепродукты и ждет их доставки».

«Чтобы быть в курсе того, что происходит с уже купленным товаром, сейчас покупателям приходится заниматься целой исследовательской работой, - продолжает он. - Нужно выяснять нахождение вагона с товаром, его номер, когда он прибудет на станцию назначения, какие проблемы возникли в пути следования. Параллельно нужно формировать большой комплект документов – товарная накладная, повагонный лист, отметка станции назначения о прибытии груза и прочее».

«А дальше могут возникнуть истории с простоем вагонов, недогрузом, перетекающие в многомесячные судебные разбирательства, - отмечает топ-менеджер. - С одной стороны, кажется, что это привычные еще с прошлого века традиционные бизнес-мелочи. С другой стороны, в век интернета все выглядит уж слишком архаично».

ПОСТАВКУ ПРОКОНТРОЛИРУЕТ БИРЖА.

Биржа будет контролировать весь цикл от заключения сделки до финальной поставки нефтепродуктов. В рамках биржевой инфраструктуры будет фиксироваться заключение договора, клиринг, деятельность оператора товарных поставок.

По словам Карпова, до внедрения новой технологии биржа могла «видеть» только трейдера, купившего товар на бирже, но не его клиентов. Их может быть свыше десятка - от больших нефтебаз до удаленных маленьких АЗС. Внедрение ОТП РЖД сделает открытым российский рынок нефтепродуктов.

Например, в настоящее время подтверждением исполнения биржевого договора от продавца – контролера поставки является отчет о завершении поставки. Теперь же в личном кабинете «Цифровой логистики» появятся подтверждающие документы от железнодорожного перевозчика. Похожий проект оператора товарных поставок был реализован СПбМТСБ с компанией «Транснефть». В сегменте трубопроводного транспорта нефтепродуктов эта система эффективно работает уже несколько лет.

«Мы надеемся на увеличение сделок на СПбМТСБ за счет нового сервиса, – рассказал Карпов. - С использованием технологии ОТП будет поставляться часть товара, которая реализуется в рамках внебиржевых договоров, регистрируемых на бирже. Внебиржевые договоры по-прежнему отличаются сложным оформлением, а на СПбМТСБ все автоматизировано. С Транснефтью мы ушли от трехстороннего акта с синими печатями, а срок заключения договора сократился до двух-трех дней».

По словам вице-президента Санкт-Петербургской биржи, одним из главных факторов развития цифровой логистики станет качественное планирование. Как отмечают в СПбМТСБ, организация торгов на бирже построена на принципе регулярности и равномерности в проведении торгов.

Одним из главных преимуществ цифровой логистики с точки зрения покупателя становится унификация процессов. Рынок перевозки нефтепродуктов очень долго искал решение проблемы с недогрузом и перегрузом. Сейчас на основе системного подхода острые вопросы могут быть быстро исчерпаны.

ПРОЕКТ РАСШИРЯТ НА ВСЕ БИРЖЕВЫЕ ТОВАРЫ.

Еще одним достижением стал трекинг, то есть отслеживание груза. В личном кабинете покупатель будет на карте страны видеть движение груза. Кроме того, решены вопросы поиска документов для железнодорожных поставок, сокращается время их оформления, снижаются трудозатраты.

Переход на систему оператора товарных поставок остается для нефтяных компаний добровольным. Как правило, у продавцов внутри корпораций разработан автоматизированный документооборот, ориентированный на решение их собственных задач и нужд. До конца 2022 г. со всеми нефтяными компаниями предполагается провести тестовые сделки в личных кабинетах «Цифровой логистики». До конца 2023 г. планируется перевести на новую технологию всех участников биржевых торгов.

«С разными продавцами мы находимся на разных стадиях договоренностей, - сообщил вице-президент СПбМТСБ. - ЛУКОЙЛ подписал договор с «Цифровой логистикой» несколько месяцев назад. С Роснефтью почти все согласовали, готовимся к подписанию. Подписаны также договоры с компаниями «Русинвест» (Антипинский НПЗ) и «ФортеИнвест» («Орскнефтеоргсинтез»). С остальными компаниями, а также малыми НПЗ работа продолжается».

Первая поставка через оператора товарных поставок была проведена этим летом. Продавцом выступил ЛУКОЙЛ, покупателем – крупный частный трейдер «Петролеум Трейдинг». При этом партии товара были отправлены с нескольких нефтеперерабатывающих заводов и доставлены в Улан-Удэ. Покупатель и продавец эффективно провели реальный товар через всю цепочку железнодорожных поставок по РФ в системе «Цифровой логистики».

Проект ОТП планируется расширить за счет поставок минеральных удобрений, леса, угля – всех биржевых товаров, перевозимых по железным дорогам.

В конце 2020 года Информагентство «Девон» сообщало, что СПбМТСБ запустила экспортные аукционы для экспорта нефти в онлайн режиме. Первый аукцион в открытом режиме провели с участием «Зарубежнефти». Согласно его результатам, нефтяная компания добилась 50% улучшения премии к формуле ценообразования. Онлайн-аукционы в системе электронных торгов внебиржевого рынка показали эффективность открытой процедуры реализации нефти, а также ее удобство для дистанционных операций.

О том, что происходит на рынке железнодорожных перевозок нефтепродуктов на фоне западного эмбарго, читайте в материале ИА «Девон».

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: РЖД, Биржи, СПбМТСБ, Транспорт, ФАС, Транснефть, ЛУКОЙЛ НПЗ

 

к следующей новости раздела

10 января 2023

Китайская Unipec стала крупнейшим фрахтователем танкеров

к предыдущей новости раздела

6 января 2023

Трудности логистики, мировая рецессия, эмбарго и потолок цен

к следующей новости главной ленты

9 января 2023

Из свалочного газа в Татарстане будет вырабатываться электроэнергия

к предыдущей новости главной ленты

9 января 2023

От приватизации к консолидации нефтяной отрасли: итоги 20 века