Углеродный налог в России нужно ввести в 2023 году - Чубайс
Это единственный способ уменьшить платежи экспортеров в бюджет Евросоюза.
(
16 февраля 2022 07:06 , ИА "Девон" )
Анатолий ЧУБАЙС предсказал «совсем другую жизнь» из-за платы за углерод. «Самый мучительный» вопрос в низкоуглеродной повестке России — это плата за углерод. Даже при очень консервативной цене за тонну парникового газа в $10 стоимость для экономики составит 1,5 трлн.», - цитирует РБК спецпредставителя президента по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития.
ОПОЗДАЕМ - ПОПОЛНИМ БЮДЖЕТ ЕВРОСОЮЗА
Скорейшее введение платы за углеродные выбросы — единственный способ нейтрализовать негативные эффекты от планируемого в Евросоюзе «углеродного налога», считает Анатолий Чубайс.
Он напомнил, что Европарламент недавно предложил перенести начало взимания углеродного налога с 2026 года на 2025-й. Предлагается также убрать льготы для европейских производителей по предоставлению бесплатных квот на выбросы к концу 2028 года вместо 2035 года. Чубайс считает, что льготы в итоге отменят в 2030 году, но все равно раньше, чем изначально планировала Еврокомиссия.
«То, что мы не уплатим в наш бюджет, мы уплатим в бюджет Евросоюза», — сказал Чубайс. По его мнению, избежать этого можно только одним способом: выйти на «принципиальное решение» в 2022 году и реализовать его в 2023 году. Госбюджет на 2024–2027 годы должен быть сформирован с учетом этого решения, считает спикер.
При введении платы за углерод средства перераспределяются от углеродоемкого бизнеса к государству или более эффективным с точки зрения выбросов компаниям. В рамках Европейской системы торговли квотами (EU ETS) компании, которым нужно приобрести разрешение на вредные выбросы, покупают квоты на государственных аукционах или у других компаний. В случае налога на углерод правительство устанавливает налоговую ставку.
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ЕВРОДЕПУТАТЫ
Кроме того, измерять углеродный след товаров, ввозимых в Евросоюз, могут не только по прямым выбросам, но и по косвенным, произошедшим на предыдущих стадиях технологической цепочки. То есть с учетом потребляемой при производстве товара электроэнергии.
Предполагается и расширение механизма трансграничного углеродного регулирования (CBAM) на импорт в ЕС водорода, органических химических соединений, пластмасс и изделий из них.
«Химический сектор должен покрываться механизмом CBAM. И важно, чтобы косвенные выбросы — от потребляемой при производстве электро- и теплоэнергии тоже учитывались», — сказал 2 февраля на заседании профильного комитета Европарламента депутат Мохаммед ШАХИМ. -Пока бесплатные квоты существуют, невозможно сказать, что мы уважаем принцип «загрязнитель платит».
«Carbon Border Adjustment Mechanism - единственный механизм в нашем распоряжении для стимулирования торговых партнеров к декарбонизации и сокращению глобальных выбросов парниковых газов», — заявил Шахим.
С этой позицией не согласны развивающиеся страны, такие как Бразилия, Индия, Китай. Они считают европейский механизм торговым барьером, дискриминирующим иностранные товары.
В Минэкономразвития России заявляли, что CBAM усложнит доступ российских товаров на европейский рынок, а климатические цели углеродного налога не очевидны. Российский крупный бизнес в ноябре 2021 года подал в Еврокомиссию свои замечания на проект CBAM, заявив, что в текущем виде он несовместим с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО).
Механизм трансграничного углеродного регулирования, изначально предложенный Еврокомиссией летом 2021 года, охватывает поставки цемента, электроэнергии, удобрений, черных металлов и алюминия. Углеродный сбор потенциально затрагивал российские поставки на сумму почти €7 млрд за 2020 год.
Это около 7% от общего годового импорта товаров из России в Евросоюз. С учетом обнародованных предложений Европарламента объем импорта возрастает до €8,5 млрд. В 2020 году страны Европейского союза закупили в России органические химические соединения на €994 млн и пластмассы на €521 млн. Поставок водорода не было.
Включить импортный водород в схему платежей по CBAM летом 2021 года предлагала коалиция европейских электрогенерирующих компаний. Она обосновывала это тем, что неограниченный импорт водорода с высоким углеродным следом поставит в неравные условия зарождающуюся европейскую отрасль производства экологичного водорода.
РОССИЯ ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТ СВОЙ ЭКСПОРТ
В ноябре 2021 года глава СИБУРА Дмитрий КОНОВ говорил
РБК, что считает некритичным риск распространения европейского углеродного налога на продукцию нефтехимии.
«СИБУР создавал большую часть мощностей в последние годы и использовал при этом кратно более эффективные и менее углеродоемкие технологии, чем на тех производствах, которые создавались до этого», - сказал он.
«Поэтому во многих случаях у нас средний углеродный след на единицу продукции ниже, чем у европейских производителей. Даже когда появится регулирование нефтехимии углеродным налогом, мы по этому признаку не попадем под него или попадем очень ограниченно», — сказал Конов.
Предлагаемое изменение CBAM приведет к росту доли экспорта, подпадающего под налог, для Белоруссии с 19,2 до 22,9% от экспорта в ЕС, для России — с 7 до 8,3%.
Хотя европейская индустрия номинально вынуждена считаться с платой за углерод с 2005 года, на практике производители ЕС были во многом защищены от роста цен на торгуемые эмиссионные квоты. Это возможно благодаря «щедрым» схемам бесплатного распределения квот, отмечает Euractiv.
Важным аспектом предложенных Европарламентом поправок является то, что европейский механизм CBAM не будет засчитывать неценовые меры по декарбонизации. Избежать уплаты налога или получить возмещение платежа удастся, только если будут предъявлены свидетельства того, что производитель в своей стране заплатил прямую цену за углеродный след.
Россия в своей стратегии низкоуглеродного развития пока опирается как раз на неценовые меры, такие как использование режима низкоуглеродных, наилучших доступных технологий (НДТ).
Доклад с поправками будет вынесен на голосование в профильном комитете Европарламента предположительно в апреле 2022 года. Окончательно проект трансграничного углеродного регулирования должен быть согласован Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС к 1 июля 2022 года.
В декабре 2021 года экономисты Всемирного банка заявили в докладе, что Россия «легко перенесет» введение европейского углеродного налога. Российский экспорт таких товаров в Европу сократится. Но частично этот эффект будет компенсирован за счет переориентации российских поставок в страны, которые не участвуют в амбициозных программах борьбы с глобальным потеплением, прогнозирует Всемирный банк.
Макроэкономический эффект от этой меры в масштабах всей экономики оценивается как незначительный. К 2035 году российский ВВП будет лишь на 0,06% меньше, чем в сценарии без введения европейского углеродного налога. Или на 0,12% меньше, если CBAM охватит и косвенные выбросы от потребляемых электроэнергии и тепла. Негативный эффект для российского экспорта будет гораздо более существенным, если углеродный налог ЕС будет распространен на российские нефть и газ.
О том, смогут ли нефтяники улавливать и хранить СО2 без поддержки государства,
читайте в материале Информагентства «Девон».
О том, зачем регионам РФ нужны свои системы углеродного регулирования,
читайте здесь.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: СИБУР, Налог, CO2