Обмен углеводородами или ценовая война?
Чего ждать России от «дружественных» партнеров по нефтяному рынку.
(
14 апреля 2023 13:15 , ИА "Девон" )
Россия наращивает поставки нефти и нефтепродуктов в азиатские страны на фоне санкций из-за военных действий на Украине. Однако на этих новых для себя рынках РФ вынуждена конкурировать с «дружественными» партнерами и искать нестандартные логистические маршруты. О том, ждет ли нас ценовая война с Китаем и поможет ли Иран – в подготовленном Информагентством «Девон» обзоре публикаций СМИ.
МЕСТА НА КИТАЙСКОМ РЫНКЕ ХВАТИТ ВСЕМ
Китай с февраля наращивает импорт нефти из Ирана. Поставки с января выросли на 20%. Эти увеличившиеся объемы могли закрыть экспортеры из России. Предпочтение иранской нефти оказывают частные китайские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), подчас совсем небольшие. Их также называют "самоварами", но недооценивать их не стоит. Суммарно на них приходится более 20% нефтепереработки КНР, пишет
«Российская газета».
Выбор в пользу иранской нефти обусловлен ее низкой ценой. По данным аналитической компании Kpler, скидка на нее по контрактам с поставкой в мае доходит до $12 к цене североморского сорта Brent. Он сейчас стоит $85,7. Скидка на российскую нефть Urals доходит до $10, а на ESPO - до $6 от Brent.
В 2022 году в среднем отгрузки из нашей страны в КНР превышали 1,3 млн баррелей в сутки. В годовом исчислении это 67 млн тонн нефти, почти треть от всего объема экспорта. Китайский импорт нефти из Ирана в марте этого года вырос только до 0,8 млн баррелей в сутки. Впрочем, эксперты считают, что места на китайском рынке хватит всем.
Китайский рынок восстанавливается после выхода из ковидных ограничений. Поэтому спрос на энергоресурсы будет расширяться. Это открывает возможности для дополнительных поставок как из России, так и из Ирана. Так считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий АНДРИАНОВ.
Китай придает большое значение диверсификации поставщиков энергоресурсов, отмечает заместитель руководителя практики финансового консалтинга группы "Деловой профиль" Анна КРЫСИНА. Аналитики даже говорят о негласном "правиле 15%". Дело в том, что Китай стремится не попадать в зависимость от одного поставщика. Россия этот порог уже преодолела.
КОНКУРЕНЦИЯ ЗА СЧЕТ ДИСКОНТА
Но основная проблема для российских экспортеров не в потере доли китайского рынка, а в удешевлении нашей нефти из-за роста поставок из Ирана. Дисконт на нашу нефть начал уменьшаться с февраля. Процесс ускорился в марте. Сейчас он может остановиться или замедлиться не из-за действий стран Запада, а в результате конкуренции с дружественным Ираном.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира ЧЕРНОВА, подсанкционные страны могут конкурировать между собой лишь за счет увеличения дисконта на свои экспортные ресурсы. Но такая конкуренция невыгодна всем поставщикам, не только России.
С апреля вступает в силу новый метод расчета налога на добычу полезных ископаемых. НДПИ установлен с привязкой экспортной стоимости Urals к цене Brent и ограничением дисконта на российское сырье. Если экспортеры не начнут снижать скидки, то оплачивать НДПИ им придется из своего кармана. Конкуренция с Ираном может затормозить снижение дисконта.
Андрианов считает, что подсанкционные страны и их партнеры начинают формировать отдельный сегмент мирового рынка нефти. Он все менее привязан к искусственным котировкам сортов Brent и WTI. Ценообразование на сырье, поставляемое в Китай и другие страны АТР, будет исходить из учета интересов продавца и покупателя, а не биржевых «спекулянтов», считает он.
Поэтому снижение цен поставок Ирана на рынок КНР - не "ценовая война" против России. Это формирование новых равновесных цен, считают некоторые эксперты. И по мере расширения этого независимого от западной системы ценообразования сегмента мирового нефтяного рынка цены на нем будут стабилизироваться и умеренно расти. Они будут избавлены от излишней волатильности, обусловленной политическими мотивами или спекуляциями. И в долгосрочном плане это будет выгодно и продавцам, и покупателям.
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ СВОПА С ИРАНОМ
Вместе с тем, Иран рассчитывает на «огромные объемы» свопов нефти и газа из России в 2023 году. Об этом заявил министр экономики и финансов исламской республики Эхсан ХАНДУЗИ. Поставки уже начались, но пока в малых объемах.
Все из-за третьих стран - соседей Ирана, пояснил иранский министр. Ранее вице премьер РФ Александр НОВАК сообщал, что на первом этапе речь идет о ежегодном объеме своповых поставок в 5 млн тонн нефти и 10 млрд кубометров газа. Это чуть меньше 2% от нашего экспорта нефти в 2022 году и 5% от поставок природного газа за границу в 2021 году.
Может быть несколько вариантов свопа. Однако Россию интересуют только два, отмечает «Российская газета». Первый - мы поставляем определенный объем сырья или топлива по оговоренной цене в Иран для третьей страны, а он отгружает третьей стране свою нефть или газ. Иранская цена поставки может отличаться от нашей, но объемы должны быть соответствующими.
Второй вариант - Россия и Иран заменяют друг друга как поставщики нефти для разных стран. Мы поставляем «черное золото» покупателю Ирана, а Иран - нашему. В обоих случаях такие поставки позволяют снизить логистические расходы или вовсе обойти инфраструктурные ограничения.
Речь также может идти о политических ограничениях. У шиитского Ирана весьма сложные отношения с окружающими его суннитскими государствами. С Саудовской Аравией дипломатические отношения Иран восстановил только в феврале этого года. Есть проблемы и с Турцией, и с Пакистаном. России с этими странами договариваться проще.
Однако инфраструктуры, например, для поставок трубопроводного газа в Пакистан у нас нет. Иран же почти достроил газопровод до границы с Пакистаном. Существует проект газопровода из Ирана через Пакистан в Индию. Это один из самых перспективных рынков для сбыта газа. У проекта есть техническое и экономическое обоснование, но он остановлен по политическим причинам.
Поставки трубопроводного газа в Индию и Пакистан возможны, но Ирану нужно договориться с этими странами. Главная проблема для обмена сырья и топлива между Россией и Ираном – это отсутствие инфраструктуры и недостаток транспортных мощностей Ирана.
Схема поставок российских нефтепродуктов и нефти на север Ирана с тем, чтобы получать их в портах на юге страны, обсуждалась и прежде. Об этом говорит руководитель Центра развития энергетики Кирилл МЕЛЬНИКОВ. Речь шла об объемах до 10 млн тонн в год, но издержки превышали реальные выгоды. Сейчас, учитывая крайне высокие ставки фрахта на отправку российской нефти из портов Балтики схема может стать экономически целесообразной. Но объемы поставок едва ли будут значительными.
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина СИМОНОВА, смысла в нефтяном свопе для России нет. Нефтепроводов из России в Иран нет, а нефть легко можно перевозить морем. Эксперт также напомнил, что существует сделка "Нефть в обмен на товары". По ней Россия поставляла в Иран товары, получая за это 5 млн тонн иранской нефти. Сделку никто не отменял. Поэтому своповые сделки с поставками нашей нефти в Иран едва ли имеют потенциал.
Но вот с газом другая история. РФ нужно доставить газ на север Ирана, где нет месторождений, но есть потребление. А Иран мог бы поставить газ, добываемый на южных месторождениях страны, в Пакистан и Индию, поясняет Симонов. Проблема в том, что поставлять газ в Иран мы можем только транзитом. Или нужно прокладывать газопровод через Каспийское море, для чего потребуется разрешение других стран. А Ирану надо договариваться с Индией и Пакистаном. Идея имеет большой потенциал, хотя реализовать ее будет непросто, отмечает эксперт.
В этой связи интересно, что в феврале и марте Россия впервые экспортировала в Иран около 30 тыс. т бензина и дизельного топлива, отмечают
«Известия». Известно, что нефтепродукты доставлялись по железной дороге из России через Казахстан и Туркменистан. При этом бензин также реэкспортировался на грузовиках из Ирана в соседние страны, в том числе Ирак. Причем все эти страны сами являются важными производителями нефти и нефтепродуктов.
ИНДИЯ ПОДДЕРЖИТ ПОТОЛОК ЦЕН
России в условиях санкций приходится конкурировать и с другими крупнейшими азиатскими игроками. Так, саудовская Saudi Aramco сообщила азиатским клиентам о полноценных поставках в течение мая 2023 года в соответствии с действующими контрактами. Напомним, что в рамках соглашения ОПЕК+ Саудовская Аравия пообещала в начале апреля сократить добычу на полмиллиона баррелей в сутки. Однако снижение экспорта затронет другие направления поставок. Азия остается в приоритете для Ближнего Востока, отмечает издание
«Нефтянка».
На прошлой неделе саудовская национальная компания подняла цены на нефть марки Arab Light, отправляемую в основном на азиатские рынки. ADNOC также сообщила азиатским потребителям о полных контрактных объемах экспорта в июне. И это, несмотря на планы ОАЭ по сокращению нефтедобычи на 144 тыс. баррелей в сутки с мая в рамках сокращения ОПЕК+.
Не все так просто и с поставками нефти в Индию. Государственный банк Индии (State Bank of India) и Банк Бароды (Bank of Baroda) проинформировали местные НПЗ, что они не станут проводить платежи за нефть, купленную дороже установленного на Западе лимита. Индийские банки «внимательно следят» за ценами в портах погрузки, прежде чем добавить расходы на доставку и логистику, сообщает
РБК.
Импорт сырой нефти из России в Индию в марте этого года достиг нового максимума— 1,64 млн барр. в день. Таким образом, Россия шестой месяц подряд остается крупнейшим поставщиком нефти в Индию. В марте прошлого года, по данным компании Vortexa, Индия импортировала из России всего 68,6 тыс. баррелей нефти в сутки.
Потолок цен вступил в силу на сырую нефть 5 декабря. Он установлен на уровне $60 за баррель. 5 февраля начал работать аналогичный механизм ограничения цен на нефтепродукты. Reuters писал, что в декабре российский сорт нефти Urals стал продаваться в Азии с большими скидками, вплоть до цены ниже себестоимости. В том месяце скидка на российское топливо в Индии составила $12–15 по сравнению со сделками, которые заключались ранее.
В середине марта Bloomberg сообщал, что Индия приняла решение соблюдать утвержденный странами G7 потолок цен на нефть из РФ. Президент России Владимир ПУТИН ранее говорил, что Москва не будет поставлять энергоносители странам, которые принимают политические решения, противоречащие условиям контрактов.
Недавно «Информ-Девон» писал о предложениях экспертов по противодействию западным санкциям. Для этого России необходимо создать свою экосистему морских перевозок, свои ценовые агентства, статистическую систему
и бенчмарки нефти.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Иран, Китай, Саудовская Аравия, Цена на нефть, трубопроводы, Индия