Нефтяники пожаловались на задержки РЖД отправки цистерн
А железнодорожники считают, что нефтепереработчики сами не предъявляют грузы к перевозке.
(
17 февраля 2025 19:25 , ИА "Девон" )
В последнее время РЖД с перебоями принимают груженые цистерны с нефтеперерабатывающих заводов. Иногда прием происходит с задержкой, а в некоторых случаях отправители получают отказ. Об этом сообщает «Лента.ру».
В частности, сложная ситуация возникла в Самарской группе НПЗ (Сызранский, Куйбышевский и Новокуйбышевский заводы – прим. ИА «Девон») и «Ангарской нефтехимической компании». Все они входят в «Роснефть. По состоянию на конец января оформления ждали 498 вагонов. А доля непринятых к перевозке достигала 47 и 41% соответственно.
Тогда же начальник управления наземного транспорта ПАО «Газпром нефть» Игорь ДЕРЕВИЦКИЙ направил главе Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «Российские железные дороги» Дмитрию МУРЕВУ письмо о срыве поставок нефтепродуктов.
Он написал об отказе железнодорожников принимать к плановой перевозке нефтепродукты с Омского и Московского НПЗ «Газпром нефти» и Ярославского НПЗ «Славнефти» (СП «Газпром нефти» и «Роснефти»). Решения касались более четверти от всех заявленных объемов.
Как сказано в документе, такое поведение РЖД повышает риски невыполнения задачи по поставкам на внутренний рынок и провоцирует недозагрузку НПЗ. Последнее может привести к снижению переработки и падению выручки РЖД.
После вступления в силу Правил недискриминационного доступа (ПНД) в январе железнодорожникам стало проще отказывать в вывозе продукции с заводов, утверждают эксперты.
Так, среднесуточная погрузка может сократиться на 16% в годовом выражении и на 12% — в месячном, отмечают источники издания. При этом РЖД ссылаются на увеличение перевозок других грузов, но не могут объяснить каких. При этом перевозки угля и контейнеров по железной дороге сокращаются.
Еще один представитель отрасли возлагает вину на сами НПЗ. Из-за дефицита работников, в том числе наливщиков, предприятия не могут поставить партии в указанные сроки.
А позднее включить в расписание дополнительные объемы оказывается невозможным из-за загруженности маршрутов. В РЖД подтверждают, что главная причина невыполнения планов по поставкам — неисполнение графиков самими нефтепереработчиками.
В "Российских железных дорогах" же заявляют, что держат на особом контроле перевозки нефтепродуктов, особенно во внутреннем сообщении. Об этом пишет ТАСС. В компании заверяют, что заинтересованы в каждой дополнительно провезенной тонне. Железнодорожники совместно с нефтяниками ищут возможности увеличить отгрузку продукции.
"РЖД всегда оперативно реагируют на обращения грузоотправителей, - говорится в заявлении. - Перевозки нефтепродуктов, особенно во внутреннем сообщении, находятся на особом контроле. Они пользуются повышенным приоритетом при согласовании отправки по лимитирующим направлениям". Уточняется, что нефтеналивные грузы относятся к высокодоходной категории.
Как уточнили в холдинге, по всем площадкам "РН-Транс" (грузоотправитель/грузополучатель) объем согласованных заявок на февраль на 5% превысил уровня января.
При этом за первую декаду февраля площадками "РН-Транс" не было предъявлено к перевозке более 450 тыс. тонн от согласованных объемов. По «Ангарской нефтехимической компании» этот показатель составил 24,2%.
По Самарской группе заводов отставание составляет 21%. За январь этого года площадками "РН-Транс" не было предъявлено к перевозке 4,5% от согласованных объемов. Непредъявление груза к перевозке по согласованным направлениям остается основной причиной невыполнения плана.
Что касается площадок "Газпромнефть-логистики", согласованный объем погрузки на февраль на 0,4% выше уровня января. При этом согласованный объем во внутрироссийском сообщении оказался на 6,4% ниже, а в экспортном - на 13,5% выше, уточнили в РЖД.
Эти данные исходят из заявленных корреспонденций и очередности по правилам недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. В свою очередь, в "Газпром нефти" сообщили, что находятся с РЖД в постоянном конструктивном диалоге.
Комментарий Информагентства «Девон»:
О проблемах с вывозом нефтепродуктов по железной дороге говорится уже не первый год. Так, тема дефицита цистерн уже поднималась в апреле на уровне вице-премьера РФ. В РЖД тогда заявили, что принимают все меры по вывозу всех нефтяных грузов. Имеющегося парка цистерн достаточно для организации внутрироссийских и экспортных перевозок, отмечали в госкомпании.
В РЖД обратили внимание на задержки цистерн на южных нефтебазах и в портах Дальнего Востока. Есть также дефицит локомотивов, вагонов-цистерн и другие проблемы, включая кадровые. Все эти вопросы обострились в условиях перенаправления грузов с запада на восток из-за санкций.
Из-за этого росли биржевые цены на топливо. Правда, их удалось снизить благодаря повышению приоритетности перевозки нефтепродуктов по железной дороге.
Кроме того, в начале 2024 года стало известно, что нефтекомпании все чаще стали использовать цистерны в качестве "складов на колесах" для нефтепродуктов. Это происходит из-за сокращения экспорта и ограниченной пропускной способности транспортной системы, предполагают эксперты.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: РЖД, Газпром нефть, Роснефть НПЗ, Транспорт