Крупнейшие гавани Аравийского моря
Обзор нефтеналивных портов Пакистана и ОАЭ.
(
16 августа 2023 06:05 , ИА "Девон" )
Пакистан договаривается с Россией о покупке новой партии нефти. Об этом на днях сообщил исполнительный директор компании Pakistan Refinery Limited Захид МИР. Он также опроверг информацию о приостановке приема нефти из-за проблем с переработкой. В июне два танкера привезли в Карачи 101 тысячу тонн нефти из РФ. Ее смешивают с нефтью сорта Arabian light.
Интересно, что закупки «черного золота» из РФ наращивают и… Объединенные Арабские Эмираты. С ноября 2022 года Россия доставила в порты ОАЭ около 1,5 млн баррелей сырья. Партии марки Urals поступали на НПЗ Ruwais и в порт Фуджейра. В связи с этим Информагентство «Девон» приводит подборку материалов о крупнейших портах «Большого Ближнего Востока» из публикаций издания
«Нефтянка» (автор - Григорий ВОЛЧЕК).
МОРСКИЕ ВОРОТА АЗИИ.
Крупнейшим портом Пакистана является Карачи. Это административный центр провинции Синд, крупнейший город страны и один из крупнейших мегаполисов Земли. В нем живет около 25 млн человек. Местные жители называют Карачи «городом огней» и «городом Каида».
Район Карачи, расположенный на побережье Аравийского моря и в устье крупной реки Инд, известен с древних времен. Здесь располагался лагерь Александра Македонского, возвращавшегося после Индийского похода. В 18 веке в удобном месте в эстуарии (пресной лагуне – прим. ИА «Девон») Инда были построены торговая гавань и укрепленный форт.
В 1839 году форт захватили войска Британской Ост-Индской компании. Вскоре Карачи стал одним из главных морских портов на Аравийском море. В 1858 году, после восстания сипаев управление Индией перешло к британскому правительству. В 1861 году в Карачи появилась железная дорога, в 1864 — телеграфная связь. К концу XIX века город стал «морскими воротами Азии».
ТРЕТЬ ПЕРЕВАЛКИ - НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ.
С созданием в 1947 году Исламской Республики Пакистан Карачи стал столицей молодого государства. Город лишился индуистской общины, представители которой перебрались в Индию. Одновременно с этим сюда приехали миллионы индийских мусульман. Перенос столицы в Равалпинди в 1958 году, а затем в Исламабад в 1969 году не изменил этой тенденции.
Современные очертания гавань Карачи приобрела в 1944 году, когда были построены основные объекты портовой инфраструктуры и крупные судоверфи. Порт Карачи делится на 5 районов. Это сухогрузные West Wharves и East Wharves, насчитывающие 30 причалов, контейнерные KICT и PICT, а также нефтеналивной терминал.
11-километровый подходной канал и большинство причалов позволяют принимать суда осадкой до 12 м и дедвейтом до 75 тыс. тонн. Годовой грузооборот составляет 40 млн тонн, судопоток — 2 тыс. кораблей. Треть перевалки занимают нефть и нефтепродукты. Остальное — это металл, уголь, удобрения, контейнеры, генеральные грузы.
Главная достопримечательность порта — открытый в 2006 году фонтан с одной из самых высоких водных струй в мире (190 м). Фонтан расположен в 1,4 км от берега на большой платформе. Мощные насосы ежесекундно выбрасывают вверх около двух тонн морской воды при скорости 70 м в секунду.
Вопреки тенденции к укрупнению портов в Карачи действует еще один порт, совершенно независимый от «исторической» гавани. Это построенный в 1980 году порт «Мухаммад бин Касим». Он назван в честь арабского полководца VIII века.
Гавань занимает площадь около 50 кв. км, здесь расположены несколько крупных индустриальных зон. Основные грузы — зерно, металлопрокат, химикаты, уголь, нефть и нефтепродукты, СПГ, железная руда, цемент, машины, контейнеры, и др.
В гавани работают 14 терминалов глубиной до 13 м. Три из них переваливают нефть (имеется внутрипортовый нефтепровод), два — сжиженный природный газ. Годовой грузооборот оценивается в 90 млн тонн, судопоток — 4 тыс. кораблей.
ЗВЕНО МОРСКОГО «ШЕЛКОВОГО ПУТИ».
Вторым по величине портом Пакистана является Гвадар. Это небольшой по пакистанским меркам город с населением в 150 тыс. человек. Он расположен необычно — на побережье Оманского залива Аравийского моря, на 12-километровом узком песчаном перешейке молотообразного полуострова. Его берега образуют две полукруглые бухты — глубоководную Пади-Зирр на западе и мелководную Деми-Зирр на востоке.
До 1958 года Гвадар входил в состав султаната Маскат (ныне Оман). Затем он был выкуплен Пакистаном по цене дорогой яхты — за 3 миллиона долларов. В настоящее время входит в состав провинции Белуджистан.
Порт Гвадара, возведенный китайскими компаниями в середине нулевых годов, начал свою работу в 2008 году. В 2015 году Гвадар сдан в аренду Китаю на 43 года, до 2059 года. В 2016 году в порту была открыта зона свободной торговли площадью 150 га.
Гвадар имеет очень выгодное географическое положение. Он находится в 500 км от Карачи, в 400 км от Маската, столицы Омана, и в 170 км от иранского порта Чабахар. Через Гвадар идет афганский транзит. Порт занимает видное место в плане Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC). Он является связующим звеном проектов «Один пояс, один путь» и «Морской шелковый путь».
В настоящее время завершается строительство автотрассы в Иран и стратегической магистрали из Гвадара через Синьцзян-Уйгурский автономный район в крупные порты южного Китая Гуанчжоу и Фанчэнган.
Глубина подходного канала и основных причалов Гвадара - 14,5 м. Есть два нефтяных терминала, способных принимать супертанкеры дедвейтом до 200 тыс. тонн. Плавучий СПГ-терминал обладает мощностью 500 млн куб. футов газа в сутки.
Гвадар принимает также зерно, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот составляет 10 млн тонн. К 2045 году он должен достигнуть гигантского показателя — 400 млн тонн в год. Это планируется сделать за счет углубления гавани до 20 м и строительства около 100 новых причалов.
ОАЭ: ОТ ЖЕМЧУГА К НЕФТЕДОБЫЧЕ.
На другой стороне Персидского залива расположены Объединенные Арабские Эмираты. Территория, на которой находмтся крупнейший центр страны, Дубай, с VI века до н.э. принадлежала Ахеменидам, а в III-VI веках н.э. — Сасанидам. В VII веке сюда пришел ислам. Эта территория стала частью Арабского халифата, пользовавшейся фактической независимостью. К концу IX века дубайцы попали под власть Аббасидов.
До XVIII века за территорию, входившую в состав эмирата Абу-Даби, боролись Португалия, Турция, Оман, Сефевиды и ваххабиты. Местные моряки, занимавшиеся каботажной торговлей, конфликтовали с Ост-Индской компанией. В связи с этим англичане прозвали этот район «Пиратским берегом».
В 1820 году Ост-Индская компания добилась подписания генерального договора. В результате Оман был разделен на три части, а затем попал под британский протекторат. В 1853 году Дубай официально вошел в состав Договорного Омана под властью эмиров из династии Аль-Мактум.
Первые письменные упоминания о Дубае относятся к 1799 году. Благодаря близости к Персии порт Дубая привлекал внимание иностранных торговцев. В связи с этим к началу XX века он стал одним из важнейших портов Персидского залива. Кроме торговли, здесь процветали добыча и экспорт жемчуга. В 1971 году эмират Дубай вошел в состав ОАЭ.
В 1966 году в Дубае были найдены залежи нефти. Быстроразвивающаяся нефтяная промышленность потребовала притока рабочей силы, в основном, из Индии, Пакистана и Бангладеш. В результате за десятилетие население Дубая выросло в 5 раз. При этом экономика Дубая сразу была диверсифицирована. Акцент делается на развитие туризма, транспорта, рынка недвижимости и финансовых услуг.
КРУПНЕЙШИЕ ИЗ ИСКУССТВЕННЫХ.
В 40 км от центра Дубая расположен Джебель-Али. Это крупнейшая в мире искусственная глубоководная гавань. Самый большой порт в регионе Персидского залива построен в 1979 году. Он имеет 77 причалов глубиной от 14 до 17 метров.
Порт может обслуживать суда длиной до 400 м и дедвейтом до 545 тыс. тонн. Объект состоит из четырех районов — контейнерного терминала Megamax, Внешней, Северной и Южной гаваней. Годовой грузооборот оценивается в 200 млн тонн, судопоток — 15 тыс. кораблей.
Внешняя гавань служит для отгрузки нефти, нефтепродуктов и СПГ. Южная нужна для поставок генеральных грузов и Ro-Ro (термин означает перевозку накатом – прим. «Информ-Девон»).
На территории порта действует зона свободной торговли, где размещены заводы по производству алюминия, стройматериалов и сжиженного газа. Рядом находится новый аэропорт — Dubai World Central International Airport.
С центром Дубая порт Джебель-Али связан «красной линией» метрополитена. Другие важные объекты - искусственный остров Jebel-Ali Palm и крупнейшая в мире установка по опреснению морской воды.
Следующий порт, Рашид, расположен ближе к центру города, недалеко от районов Дейра и Бур Дубай. Построен в 1972 году в искусственно созданной гавани. Назван в честь экс-правителя Дубая, шейха Рашида бин-Саида аль-Мактума.
В 2010 году там открыт пассажирский терминал, позволяющий одновременно обслуживать 4 крупных круизных лайнера. Кроме того, отсюда идут регулярные паромные перевозки в страны Персидского залива. В гавани действуют 20 причалов глубиной от 5 до 12,5 м. Общая длина причального фронта — 4 км. Годовой грузооборот — 30 млн тонн. В порту работает крупная судоверфь Dubai Dry Docks, способная ремонтировать суда любых размеров, включая супертанкеры.
Порт Хамрия, расположенный в районе Дейра, имеет статус свободной экономической зоны. Порт делится на два грузовых района — Главную гавань и Внутреннюю гавань. Специализация Хамрии — отгрузка нефти, нефтепродуктов, газоконденсата и СПГ.
Другие грузы – зерно, цемент, лесоматериалы, машины и оборудование, генеральные грузы. Глубина акватории составляет от 7 до 16 м, максимальная длина обслуживаемых судов — до 230 м. Дедвейт — до 250 тыс. тонн, грузооборот — 10 млн тонн в год, судопоток — 3 тыс. кораблей.
СТОЛИЦА ГАЗЕЛЕЙ И ШЕЙХОВ.
Столицей Объединенных Арабских Эмиратов считается Абу-Даби. Его население — более 1,5 млн человек. Название города переводится с арабского как «отец газели». В этом районе обитает много газелей. Столица находится на острове в юго-восточной части Персидского залива недалеко от материка.
Абу-Даби основан в 1760 года в виде военного форта, окруженного рыбацкими хижинами. Основными занятиями жителей вплоть до середины XX века были рыболовство и добыча жемчуга. В 1793 году поселение стало резиденцией шейхов.
Важнейшей вехой в истории города стал 1958 год. Тогда близ Абу-Даби были обнаружены крупные нефтяные залежи, и город стал важным центром нефтедобычи. В районе Умм энн-Нар действует мощный нефтехимический комплекс, в Эль-Муссафахе — крупная судоверфь.
Строительство порта Зайед было завершено в 1968 году, официальное открытие состоялось в 1972 году. Порт назван в честь президента страны, шейха Зайеда бин-Султана аль-Нахайяна. Порт площадью более 500 га состоит из 21 причала. Общая площадь складов — около 150 тыс. кв. м. Порт очень популярен у туристов: здесь расположены большие рынки — рыбный и ковровый.
Портовый район Dhow Harbour определен для обслуживания морских буровых платформ, сейнеров, рефрижераторов, буксиров, яхт и традиционных арабских лодок «доу». Основные грузы — нефть, нефтепродукты, продукты питания, Ro-Ro, контейнеры, генеральные грузы. Глубина причалов — 12,5 м, максимальная длина обслуживаемых судов — 270 м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.
О крупнейших портах и нефтегазовых терминалах Таиланда, Малайзии и Индонезии можно прочитать в обзорах ИА «Девон».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транспорт, история, СПГ