Кому Nokian Tyres может продать свои активы
И почему итальянская Pirelli не стала уходить из России.
(
29 августа 2022 14:11 , ИА "Девон" )
Финский концерн Nokian Tyres начал искать претендентов на свой российский бизнес. До начала сентября Nokian собирает обязывающие предложения на покупку завода в г. Всеволожск Ленинградской области. Предприятие, выпускавшее до недавнего времени 16 млн шин в год, является основным активом финской компании.
На долю экспорта приходилось 60% от выпуска завода. Nokian приняла решение о «контролируемом» уходе из РФ на фоне санкций Евросоюза против России за начало боевых действий на Украине. Санкции, по словам главы концерна в РФ Андрея ПАНТЮХОВА, сделали «невозможной дальнейшую работу в составе концерна».
По данным издания
«Коммерсант», на завод претендуют несколько инвесторов, включая нефтяные компании и профильных игроков. Среди интересантов они называют связанные с Татарстаном структуры («Татнефтехиминвест-холдинг»), а также владельца AEON Романа ТРОЦЕНКО.
Активы Троценко в рамках корпорации AEON включают региональные аэропорты, предприятия речного транспорта, а также производителя азотных удобрений «СДС-Азот». К шинному бизнесу он отношения не имел, однако уже несколько лет интересуется химическими активами. В 2019 году бизнесмен приобрел волгоградский завод «Химпром» под проект по выпуску метанола, а в 2020 году — татарстанский газохимический комплекс «Аммоний». В российском офисе Nokian Tyres призвали ориентироваться на последние заявления о том, что компания рассматривает различные варианты ухода из РФ.
В отличие от других производителей, Nokian работала на вторичную комплектацию автомобилей. Финская компания не поставляла шины на автозаводы и поэтому почти не пострадала от их остановки весной. В Nokian заявляли, что в связи с невозможностью экспорта шин в страны ЕС после 10 июля (в связи с пятым пакетом санкций) производство на российском заводе снизится.
Сейчас финский производитель наращивает выпуск на площадках в Финляндии и в США. В январе—июне 73% всех шин Nokian для легковых автомобилей были выпущены в РФ. В 2021 году на Россию приходилось 20% продаж марки. Во втором квартале российские активы Nokian Tyres обесценились примерно на €300 млн.
Производство шин зависит от глобальных цепочек поставок, в том числе по натуральному каучуку. Так, заменить натуральный каучук, особенно в зимних шинах, невозможно. «Поэтому мы большие объемы натурального каучука импортируем в основном из стран Юго-Восточной Азии», - заявлял Андрей Пантюхов.
В марте во французской Michelin указали на трудности с поставками сырья и полуфабрикатов в Россию. А в июне в Continental заявляли, что традиционно шинные производители в России зависят от иностранного сырья. В рецептуре шины присутствует около 60 различных материалов, часть из которых не производится в России. Эксперты отмечали, что в России сейчас не производятся многие компоненты для шин, в том числе, ускорители вулканизации
Прим. «Девон»: В начале августа стало известно, что завод Continental в Калуге возобновит работу в полном объеме. Официально заявлялось, что немецкая компания нашла альтернативных поставщиков компонентов.
Совокупные инвестиции Nokian в российский завод до 2013 года превысили €530 млн, а с 2014 по 2021 годы — более €300 млн. Это более 45,5 млрд руб. за весь период, отметил глава «Infoline-Аналитики» Михаил БУРМИСТРОВ. Стоимость предприятия с учетом прав на использование бренда в России на начало 2022 года составляла не менее €400 млн. Сейчас компания вынуждена будет предоставить дисконт, пишет издание.
Тогда как некоторые другие шинные производители приняли решение уйти с российского рынка, итальянская Pirelli продолжила выпускать и продавать шины в стране. Это связано с тем, что «у компании особенно сильные связи с российским рынком», пояснил исполнительный вице-председатель и генеральный директор Pirelli Марко ТРОНКЕТТИ ПРОВЕРА.
По его словам, другие компании не имели такого присутствия и таких каналов дистрибьюции в стране. «Сейчас наши объемы дистрибьюции в России такие же, когда мы заявили, что продолжим выпускать в стране продукцию в объемах, достаточных для выплаты зарплат и выполнения социальных обязательств», - цитируют его
colesa.ru.
У Nokian, которая решила все же уйти из РФ, тоже сильная сеть продаж в стране. По этому поводу глава Pirelli ответил, что «это совершенно другая история», поскольку у финской компании в РФ расположены 80% производственных мощностей. «Их решение – это полная реструктуризация бизнес-модели… и замена шин, которые они экспортировали из России, продукцией из других источников», - сказал Провера.
С мая 2022 года
завод Pirelli в Воронеже и Кирове обслуживают только внутренний рынок после того, как ЕС запретил импорт шин из РФ, а также поставки некоторых видов сырья в страну. За это время Pirelli начала переходить на использование сырья местного производства. Российский экспорт в Европе был замещен продукцией заводов компании в Турции и Румынии. Pirelli также ограничила деятельность заводов в РФ. Были приостановлены все инвестиции, кроме «необходимых для обеспечения безопасности».
На заводе в Кирове работает 1600 человек. Его мощности составляют 6 млн легковых и легкогрузовых шин в год. В Воронеже, где Pirelli в 2012 году создала СП с «Ростехом», штат компании составляет 900 человек. Проектная мощность завода - 2,3 млн шин в год.
На фоне ухода многих иностранных производителей шин некоторые эксперты считают, что в России же может возникнуть дефицит премиальных шин. Например, проблемы могут коснуться владельцев внедорожников, спорткаров и спецтехники. Власти Белоруссии уже заявили о готовности помочь в этом направлении.
«С российского рынка ушли известные компании Bridgestone, Michelin. Кто-то должен это место занять, - сказал заместитель премьер-министра Беларуси Петр ПАРХОМЧИК. - Было бы здорово, если бы это место заняла наша "Белшина". Поэтому у нас есть возможность вернуться на этот рынок, заявить о себе. Очень важно занять место в производстве и поставке крупногабаритных шин, в частности, для карьерных самосвалов».
Ранее начальник инженерно-технического центра «Белшины» Сергей КАЮШНИКОВ говорил, что в России для «Белшины» открылись новые возможности в сегменте грузовых шин. Госкомпания также полностью загрузила заказами завод сверхкрупногабаритных шин. В то же время доля компании на российском рынке легковых шин сохранится на уровне 4%, с небольшим ростом.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: автошины, Белоруссия