Как перекрытие Суэцкого канала отразится на мировой торговле нефтью
(
29 марта 2021 06:04 , ИА "Девон" )
Снятие с мели контейнеровоза Ever Given, который с 23 марта перекрывает Суэцкий канал, может занять от нескольких дней до недель, сообщили в голландской Royal Boskalis Westminster. Это одна из компаний, которая привлечена для устранения затора, сообщает агентство
Argus (Владислав СЕНЬКОВИЧ).
Временное прекращение поставок сырья и нефтепродуктов по каналу не вызывает беспокойства у участников рынка в Европе. Потребители могут их легко заместить поставками из других стран, в основном из России (об этом ранее писал ИА «Девон»
здесь ). На европейском рынке сырья и нефтепродуктов на протяжении года сохраняется избыток предложения.
Ужесточение карантинных ограничений из-за пандемии Covid-19 стало основным фактором для существенного ослабления спроса на нефтепродукты в Европе. В этих условиях образовались избыточные запасы нефтепродуктов. Это привело к резкому снижению доходности переработки сырья и уменьшению загрузки НПЗ. Европейские НПЗ работают на 70% проектной мощности.
Временное прекращение поставок морских партий сырья и нефтепродуктов из стран восточнее Суэцкого канала создает предпосылки для высвобождения емкостей европейских хранилищ. В коммерческих резервуарах региона Амстердам — Роттердам — Антверпен (АРА) к 24 марта накоплено почти 6,83 млн т нефтепродуктов по сравнению с 5,11 млн т годом ранее, по данным Insights Global. Высокие запасы топлива остаются и внутри стран Европы.
Европа является крупным импортером нефтепродуктов. В январе — марте в порты стран региона ввозилось в среднем 3,8 млн баррелей нефтепродуктов в сутки, по данным аналитической компании Vortexa. В I квартале 2020 г. в Европу ввозилось 4,3 млн баррелей. нефтепродуктов в сутки, а годом ранее — 4,48 млн барр.
Россия является самым крупным поставщиком для европейских компаний. В январе — марте текущего года на долю российских нефтепродуктов в общем объеме поставок приходилось более 45% или свыше 1,7 млн барр./сут. Вторым по величине источником зарубежных нефтепродуктов для европейских компаний являются США — 475 тыс. барр./сут (12,5%).
Суммарная доля прямых поставок из стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) составляет менее 24%, или около 900 тыс. барр./сут. Европейские компании импортируют из стран восточнее Суэцкого канала преимущественно газойль, включая дизтопливо, доля которых в текущем году составила 32,6%, а также авиатопливо, биодизель и другие светлые нефтепродукты. Поставки мазута по этому маршруту незначительны, обычно продукт отгружается в обратном направлении.
Остановка движения по Суэцкому каналу в большей степени отражается на экспорте нефтепродуктов из портов Европы. Но основными рынками сбыта для европейских продуктов являются страны Африки и Северной Америки, куда в текущем году отгружается почти 65% всего экспорта. В I квартале из портов Европы было отправлено около 20% партий с возможностью поставок в страны Ближнего Востока или АТР. Компании из этих регионов импортируют из Европы преимущественно мазут (42% таких поставок), нафту (19,1%), бензин (10,1%).
Временное перекрытие Суэцкого канала имеет ограниченный эффект и для европейских импортеров нефти. С одной стороны, их потребности в сырье остаются пониженными, а с другой — на рынке имеются альтернативные предложения — из России, США, стран Африки.
В январе — марте в порты Европы поступает в среднем 7 млн баррелей нефти в свтки по сравнению с 8,65 млн барр./сут. годом ранее. Наибольшие объемы сырья в порты Европы ввозятся из России. Доля таких поставок в текущем году составляет 36%, что сопоставимо с уровнями предыдущих кварталов.
Основу экспорта морских партий нефти из портов России составляют Юралс (41,7%), а также Смесь КТК (37,4%), которая отгружается в основном из ресурсов казахстанских компаний. Всего из России в Европу поступает в среднем 2,52 млн баррелей нефти в сутки. Из США, второго по величине экспортера нефти в Европу, ввозится около 900 тыс. баррелей сырья в сутки.
Временное прекращение прохода судов по Суэцкому каналу в наибольшей степени затронет поставщиков иракской нефти. По этому маршруту из Басры отгружается 91% иракского сырья, предназначенного для европейских НПЗ. Оставшийся объем поставляется из хранилищ в Сиди-Керире (Египет). Из этих резервуаров отгружается также саудовское сырье. Партии нефти из Саудовской Аравии и Ирака поступают в эти хранилища по трубопроводу Sumed, который соединяет их с терминалом Айн-Сухна (Египет) на Красном море.
У ближневосточных производителей имеется альтернатива с доставкой нефти через мыс Доброй Надежды (ЮАР), что увеличит сроки поставки примерно на 15 дней. Однако с учетом отказа ряда европейских переработчиков от апрельских партий саудовской нефти в рамках долгосрочных контрактов с Saudi Aramco представляется маловероятным массовый характер поставок нефти в Европу через юг Африки.
Кроме того, основным рынком сбыта для ближневосточных производителей являются страны АТР, куда из Саудовской Аравии в текущем году направляются 82% всех экспортных грузов, а из Ирака — 68%, по данным Vortexa. Азиатские переработчики являются крупными покупателями европейской нефти. Однако с января объем отгрузок из Европы в этот регион уменьшается. Компаниям в АТР выгоднее покупать партии нефти, стоимость которой оценивается относительно ближневосточного эталона Дубай. Перекрытие канала затрудняет поставки примерно 20% партий, которые отгружаются в АТР из Европы.
Крупнейший затор в мировом судоходстве за последние годы лишь незначительно затронул поставки российской нефти, отмечает «Коммерсант». Однако вместе с десятками других судов на подходах к Суэцкому каналу оказались заблокированными три СПГ-танкера, обслуживающие грузы НОВАТЭКа — Yamal Spirit, Clean Horizon и Yenisei River.
Общие потери мировой торговли из-за блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given могут составить порядка $230 млрд, сообщают
«Ведомости». Аналитики пояснили, что блокировка канала приведет к сбоям в цепочке поставок товаров в разные страны.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Танкер, Цена на нефть, Транспорт, Argus