Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Дефицит каучука в Европе и сложности битумной логистики

К чему приведут новые западные санкции.

(28 февраля 2023 17:35 , ИА "Девон" )
Евросоюз решил запретить импорт российского асфальта и битума, а с середины 2024 года — синтетического каучука и технического углерода. Синтетический каучук, от которого существенно зависит европейский автопром, был включен в санкции после длительных споров по настоянию Польши. В противном случае она отказывалась согласовать десятый пакет европейских санкций, пишет «Коммерсант».

Компромиссом стало введение временных ввозных квот на 563 тыс. тонн, действующих до конца июня 2024 года. Аналогичные квоты в объеме 752,5 тыс. тонн были утверждены для технического углерода. Он производится из тяжелых остатков нефтепереработки и используется в шинной и металлургической отраслях.

Крупнейшим производителем синтетических каучуков в России является «Нижнекамскнефтехим». Мощность предприятия СИБУРа превышает 700 тыс. тонн продукции в год. Помимо этого, компания владеет заводом «Воронежсинтезкаучук» мощностью более 220 тыс. тонн каучуков в год.

Третий крупный завод, «Тольяттикаучук», принадлежит «Татнефти». Его мощность - более 200 тыс. тонн в год. Татарстанская нефтекомпания купила актив у СИБУРа в 2019 году за 12,8 млрд руб. для обеспечения сырьем своего шинного бизнеса. Последний в прошлом году перешел АО «Татнефтехиминвест-холдинг» (контролируется правительством Татарстана).

В прошлом году производство синтетических каучуков в России снизилось на 12%, до 1,5 млн тонн. Экспорт каучуков в Европу еще в 2021 году составлял около 500 тыс. тонн. В 2022 году объемы снизились почти в два раза. Экспорт российского битума в ЕС, составлявший порядка 6% от его выпуска в РФ, прекратился еще в 2022 году. Европейские страны в целом потребляют более 1,6 млн тонн каучуков. При этом собственное производство составляет менее половины этого объема. Таким образом, квоты существенно превышают размеры текущих поставок каучуков из России в ЕС.

Источники издания отмечают, что российские компании смогут перенаправить объемы на другие рынки — в Азию и Африку. Проблему замены импортных субкомпонентов для каучуков уже решают или перестройкой логистики, или запуском собственного производства компонентов. Например, СИБУР запустил выпуск н-бутиллития. Хотя в крупнейших точках сбыта — в Китае и Индии — строятся свои каучуковые мощности. К тому же в этих регионах отмечается высокое потребление натуральных каучуков.

Основатель Engineering & Consulting PFA Alexander Gadetskiy Александр ГАДЕЦКИЙ отмечает, что у российского каучука очень хорошее качество. Так что он будет востребован и на других рынках. Возить его в Европу можно через другие рынки, например, турецкий. Он отмечает, что больше проблем возникнет с перевозкой битумов. Они требуют особых условий транспортировки с подогревом, чтобы избежать застывания. Логично было бы в этой области наращивать внутреннее потребление в дорожном строительстве, отмечает Гадецкий.

В 2021 году РФ произвела 8,1 млн тонн битума и экспортировала 584 тыс. тонн. Из них на Евросоюз и Великобританию пришлось около 255 тыс. тонн. Остальное шло в Центральную Азию, Узбекистан и Киргизию. Основными европейскими потребителями были Финляндия и Прибалтика. До сентября 2022 года Финляндия продолжала активно импортировать битумы, но затем поставки почти прекратились. По данным Евростата, Прибалтика кратно сократила объем импорта и в этом году, отмечает Сергей КОНДРАТЬЕВ из Института энергетики и финансов. Вероятно, она может совсем его прекратить.

Запрет на импорт синтетического каучука из РФ, вероятно, увеличит издержки европейских производителей шин, отмечает аналитик «Выгон Консалтинг» Артем ЛЕБЕДСКОЙ-ТАМБИЕВ. Это сделает продукцию менее конкурентоспособной по сравнению с продукцией из США, Японии и Китая.

При этом в Европе имеются мощности по выпуску большинства видов каучуков. При этом рост цен на сырье приводит к снижению экономической эффективности заводов. «На фоне подорожания энергоресурсов европейские производители каучуков снижали загрузку мощностей. – приводит издание его слова. - Это в будущем при сокращении поставок из РФ может вылиться в дефицит каучуков на рынке ЕС».

На этом фоне Инвестиционный банк «Синара» сохранил рейтинг акций Татнефти на уровне "покупать", сообщает «Финмаркет». Ценные бумаги Нижнекамскнефтехима предлагается держать.
"Из анализируемых нами компаний новые ограничения коснутся Нижнекамскнефтехима и Татнефти, - отмечает аналитик Кирилл БАХТИН. - Вместе с тем мы не ожидаем существенного влияния новостей на котировки этих компаний".

Нижнекамскнефтехим в 2020 году получил 14% от общей выручки от экспорта каучуков в Европу. При этом в 2017 году доля продаж составляла 20%. По мнению Бахтина, текущий процент и так мог значительно уменьшиться, поскольку в 2022 году компания адаптировалась к новым условиям на рынке.

"Продажи каучуков у "Татнефти" занимали мизерную долю выручки, - резюмирует аналитик банка. - Большую часть сырья компания должна использовать в собственном производстве шин. Компания вначале продала шинный бизнес в мае 2022 года, а затем сообщила о приобретении производства шин в РФ у финской Nokian».

Комментарий Информагентства «Девон»:

Весной 2022 года Евросоюз запретил импорт из России шин и покрышек. В 2021 году экспорт этих товаров в ЕС принес российским компаниям $628 млн. В июле 2022 года ЕС импортировал российские продукты из каучука и резины на $89 млн.

Кроме того, западные страны не разрешают поставки технологий и оборудования российским компаниям ТЭК и нефтехимии. Среди них – и технологические линии на поставку каучуков.
«Порядка 700 европейских организаций отказались с нами работать, что называется, в режиме самосанкций, -  говорил в сентябре глава СИБУРа Михаил КАРИСАЛОВ. — Это небольшие количества спецхимии, но в то же время важнейшие катализаторы, запасные части, технологии, лицензии».

Кроме того, из-за ухода иностранных автоконцернов рухнул отечественный автомобильный рынок. Производство автомобилей за 2022 год упало на 44%. В мае этот показатель достигал 90%. Это приведет к падению производства шин и снизит потребления синтетических каучуков, которые используются в качестве сырья.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Кризис, Нижнекамскнефтехим, СИБУР, Тольяттикаучук, битум, Каучук, Татнефть

 

к следующей новости раздела

6 марта 2023

В Уфе будут производить для Росгеологии сейсмоприемники

к предыдущей новости раздела

28 февраля 2023

"Казаньоргсинтез" добивается ареста активов Siemens и турецкой Enka в РФ

к следующей новости главной ленты

1 марта 2023

Суд запретил распродавать имущество банкротного “Востокнефтезаводмонтажа”

к предыдущей новости главной ленты

28 февраля 2023

От анализа качества нефтепродуктов и стройматериалов до экологических исследований