Башкирию и Иран свяжут по реке Белой через порт Агидель
Планируется создать портовую ОЭЗ и в навигацию 2025 года грузить судовое дизтопливо на танкеры.
(
28 февраля 2025 19:16 , ИА "Девон" )
В Башкортостане восстанавливают грузовой речной порт «Агидель». Также будет создана портовая особая экономическая зона (ОЭЗ) в городе Агидель. Об этом Информагентство «Девон» узнало из сообщения Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики.
В рамках этого проекта предприятием ООО «Башатомтерминал» проведена модернизация причала для бункеровки (заправки) судов. Его планируется ввести в эксплуатацию в Агидели. Причал снабжен всем необходимым оборудованием для безопасной работы и готов к эксплуатации.
«Причал способен принимать суда с максимальной грузоподъемностью до 5 тысяч тонн, - рассказала министр транспорта РБ Любовь МИНАКОВА. - Таким образом, «Башатомтерминал» сможет в предстоящую навигацию 2025 года выполнять погрузку судового дизельного топлива на танкеры, а также заправку судов».
Кроме того, в течение навигации предприятие планирует обеспечивать суда технической и питьевой водой, принимать с них твердые бытовые отходы и оказывать другие услуги. Работа по восстановлению грузового речного порта «Агидель» продолжится, заверила Минакова.
Порт на реке Белой может связать Башкирию с крупнейшими гаванями на юге, западе и севере страны. Об этом говорилось на выездном заседании правительства Башкортостана, сообщает издание «АгитМедиа02». Речной терминал в Агидели строили в 1980-х годах для нужд атомной электростанции. С закрытием проекта АЭС порт был заброшен.
«Речной портовый комплекс Агидель имеет возможность принимать суда “река-море” с водоизмещением до 10 тысяч тонн, — сказал премьер-министр РБ Андрей НАЗАРОВ. - Сегодня он находится в ветхом состоянии. Это важный стратегический объект. Это ворота республики, открывающие выход к пяти морям — Каспийскому, Черному, Белому, Балтийскому и Азовскому».
Министерство транспорта республики совместно с АО «Гипроречтранс» готовит технико-экономическое обоснование строительства грузового порта. После этого станет известна стоимость строительства порта. Источники финансирования еще не определены.
«Строительство данной железнодорожной ветки невозможно без восстановления работы грузового речного порта, — сказал замминистра транспорта Виктор ЖУЛЬКОВ. - Эти два объекта должны работать в связке».
Андрей Назаров напомнил, что в апреле 2022 года в Москве прошла встреча главы Башкирии Радия ХАБИРОВА с вице-президентом Ирана по науке и технологиям Сореной САТТАРИ.
Стороны обсуждали в том числе возможности экспорта башкортостанского зерна в исламскую республику. Будущий грузовой терминал на северо-западе региона может стать главным транспортным хабом в этом направлении, сказал премьер-министр.
Водное транспортное сообщение между Башкирией и Ираном возможно, отметила министр внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности республики Маргарита БОЛЫЧЕВА.
«Примерное расстояние от Уфы до Тегерана по воде составляет 2,8 тысячи километров, - пояснила она. - Глубина — около 400 сантиметров. Это позволяет обеспечить судоходство грузовых судов класса “река-море” средней грузоподъемностью 10 тысяч тонн. Порт города Агидели имеет возможность принимать такие суда».
Минтрансу и Министерству внешнеэкономических связей республики поручено совместно разработать обоснование проекта и предложения по финансированию строительства порта.
Ранее в региональном правительстве предложили развивать в Агидели водный туризм. Самый маленький город республики может привлекать отдыхающих хорошей экологией и недостроенной атомной электростанцией.
Комментарий ИА «Девон»:
Ранее компания "Научный подход" из "Сириуса" разработала технико-экономическое обоснование проекта реконструкции данного транспортного узла. Согласно проекту, планируется создать 250-500 рабочих мест.
Планируемый объем перевалки - 2,8 млн тонн грузов в год. Это зерно, минеральные удобрения, продукция нефтехимии, контейнеры, металлопрокат, пиломатериалы и т.д.
В таком случае средняя чистая прибыль может составить 1,6 млрд рублей в год. Порт "Агидель" рассматривается как важный элемент коридора "Север – Юг". Это позволит выйти на рынки Ирана и других стран Ближнего Востока.
Однако для этого нужно ввести железнодорожную линию Уфа — Благовещенск — Бирск — Агидель и отремонтировать ветку Агидель — Нефтекамск. Требуется также восстановить причальную, портовую и вспомогательную инфраструктуру порта, погрузочно-разгрузочное, крановое и другое оборудование. Рассматривается также возможность строительства нефтеналивного терминала.
О планах по восстановлению порта разговоры идут давно. Данный проект может столкнуться с рядом проблем, заявлял в 2023 году экс-гендиректор Башкирского речного пароходства и Уфимского судостроительнрого завода Павел ЮРЧЕНКО.
«На данный момент башкирские грузы могут попасть в порт Агидель только по реке Белой от Уфы, имеющей гарантированные глубины менее 1,5м, - приводило его слова Корабел.ру. - А железной дороги от Уфы нет. В связи с этим речь по поводу порта Агидель может идти только о перевалке транзитных грузов. С этим прекрасно может справиться причальная стенка судостроительного завода».
Но гораздо большей проблемой является неурегулированный вопрос с уровнем Нижнекамского водохранилища, считает Юрченко. Перепад уровня от воды до площадки предполагаемого порта составляет 19м. При этом швартовка к существующим со времен строительства АЭС сооружениям невозможна.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: вода, Башкирия ТЭК, Транспорт, Иран