Жара в Северном полушарии уронила выпуск моторного топлива
А в РФ могут ввести заградительные пошлины для борьбы с «серым» экспортом.
(
19 сентября 2023 17:57 , ИА "Девон" )
В ближайшее время во многих странах мира может начаться дефицит дизтоплива. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы не могут производить достаточный объем дизельного топлива. Это открывает новый "инфляционный фронт", пишет агентство Bloomberg. О том, что происходит на зарубежном и отечественном рынках моторного топлива – в обзоре Информагентства «Девон».
ПОЧЕМУ В МИРЕ НЕ ХВАТАЕТ ДИЗЕЛЯ?
Стремительный подъем цен на нефть не идет ни в какое сравнение с темпами подорожания дизтоплива, отмечает
Интерфакс. Цены на солярку в США подскочили выше $140 за баррель на прошлой неделе. Это самый высокий уровень за всю историю для этого времени года. Стоимость топлива в Европе с лета взлетела на 60%.
"Мы рискуем увидеть сохраняющуюся напряженность на рынке, особенно на дистилляты, в зимние месяцы», - сказал глава отдела нефтяного рынка Международного энергетического агентства Торил БОСОНИ.
Экстремальная жара в Северном полушарии привела к спаду производства моторного топлива. По словам аналитика Goldman Sachs Каллума БРЮСА, на компании оказывается давление, чтобы они производили больше авиатоплива и бензина. Спрос на них резко возрос.
"Европейские нефтеперерабатывающие заводы также не смогли нарастить поставки летом из-за повсеместных незапланированных простоев", - отметил руководитель отдела нефтепереработки консалтинговой компании FGE Юджин ЛИНДЕЛЛ. С приближением более прохладных зимних месяцев есть надежда на смягчение «кризиса».
Вместе с тем, падение спроса в пандемию привело к закрытию менее эффективных НПЗ. Сейчас потребление восстановилось, но многие предприятия исчезли. Кроме того, западные страны опасаются сокращения поставок со стороны ключевых экспортеров топлива, включая Россию и Саудовскую Аравию.
Китай недавно ввел новую квоту на экспорт топлива. Но трейдеры и аналитики в Азии заявили, что этого будет недостаточно, чтобы предотвратить напряженность на рынке до конца этого года. Поставки из КНР в этом году оставались на уровне пятилетних сезонных минимумов.
Запасы дизеля в странах ОЭСР опустились до минимума за 50 лет, приводит
«Российская газета» слова аналитика Freedom Finance Global Влакдимира ЧЕРНОВА. В США и Сингапуре они ниже, чем для данного времени года. Происходит это, в том числе, из-за снижения экспорта нефти и добычи в России и Саудовской Аравии. Свою роль сыграл и недостаток инвестиций в нефтяную отрасль в последние годы. Это привело к дефициту перерабатывающих мощностей, считает аналитик ФГ "Финам" Сергей КАУФМАН.
О полноценном кризисе пока говорить нельзя, говорит ведущий аналитик "Открытие Инвестиции" Андрей КОЧЕТКОВ. Есть дефицит в ряде регионов. Это связано со спецификой доступности нефти определённых сортов и сезонным потреблением. В конце лета и начале осени в ряде регионов планеты проводятся сельскохозяйственные работы.
Это существенно повышает спрос на дизельное топливо. Однако это исключительно сезонный фактор. К примеру, в Китае спрос на ДТ почти не изменился из-за слабого роста экономики. При этом экспорт за 8 месяцев этого года вырос на 197%. Это стало во многом возможно за счёт увеличения поставок российской нефти. При этом основным поставщиком ДТ в Европу были Индия, США и страны Ближнего Востока. Едва ли ЕС останется на "голодном пайке", но за поставки ДТ им придется переплачивать. А это окажет влияние и на российский рынок.
СОЛЯРКА ИЗ РФ УПЛЫВАЕТ ЗА ОКЕАН.
При этом в России уже разразился полноценный топливный кризис. С августа из регионов поступают сообщения о нехватке бензина и дизеля на заправках. Это происходит на фоне роста оптовых и розничных цен на топливо, напоминает
«Форбс».
Рост цен на нефтепродукты не останавливают никакие меры и угрозы правительства, говорит главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей ГРОМОВ. «Основная причина не в налогах и даже не в демпфере, считает он. - А в том, что Россия с июля начала сокращать экспорт нефти».
Эксперт напоминает, что Россия в августе добровольно сократила экспорт нефти на 500 тысяч баррелей в сутки. В сентябре ожидается сокращение на 300 тыс. баррелей.
«Нефтяные компании стараются всячески сохранить уровень доходности своего бизнеса, — объясняет Громов. - Они стремятся компенсировать потери экспортной выручки от нефти ростом поставок нефтепродуктов за рубеж».
«Правительство предполагало за счет сокращения экспорта нефти убить двух зайцев, - заявляет старший аналитик Альфа-банка Никита БЛОХИН. - С одной стороны стабилизировать цены, а с другой — сконцентрировать нефтяное сырье в России. Это должно было привести к увеличению поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Однако весь дополнительный объем на фоне ослабления рубля ушел за рубеж.
По данным Reuters, экспорт дизельного топлива из России вырос за первые две недели августа на 7% - до 1,7 млн т. Основным покупателем топлива была Турция. На нее пришлось около 42% всех поставок, или почти 720 тыс. т.
В августе экспорт дизельного топлива в Бразилию мог вырасти на 25% за месяц - до рекордных 235 тыс. баррелей в сутки. Россия, таким образом, уже обогнала США на бразильском рынке. Среди других крупных импортеров российского ДТ – Гана (75000 тонн), Марокко (68000 т) и Того (60000 т). И это несмотря на потолок цен, установленный Западом для российского топлива.
С учетом низкого курса рубля Россия оказалась среди двух десятков стран, у которых самый дешевые дизель и бензин, добавляет эксперт.
«Все стремятся увеличить экспортные поставки на фоне девальвации рубля и роста цен на нефтепродукты на внешних рынках», — отмечает Блохин.
КАК НЕ НАРУШИТЬ РЫНОЧНЫЙ БАЛАНС.
На этом фоне в правительстве обсуждают меры стабилизации топливного рынка, пишет издание
«Эксперт». О возврате к большей компенсации за высокие экспортные цены в рамках топливного демпфера речи не идет. Усилия сосредотачиваются на борьбе с «серым» экспортом.
Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из РФ нефтепродуктов в размере $250. Власти готовы возместить ее тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу. Обсуждалось также введение запрета на экспорт нефтепродуктов. Но это предложение было категорически отвергнуто нефтяниками во время совещания с вице-премьера РФ Александра НОВАКА.
«Серый» экспорт рассматривается одна из главных причин роста цен на топливо и его дефицита. Минэнерго также предложило ввести список спецэкспортеров нефтепродуктов. Данный указ может быть принят президентом в ближайшее время. Среди других причин кризиса называется сокращение в сентябре в два раза выплат по топливному демпферу и ремонты НПЗ.
Кроме того, ЛДПР внесла в Госдуму законопроект о введении механизма предельно допустимых розничных цен на срок от трех до пяти лет.
«Перед правительством стоит непростое решение двух взаимоисключающих задач, - отмечает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай ПЕРЕСЛАВСКИЙ. - С одной стороны, обуздать цены на внутреннем рынке, с другой - не разрушить рыночный механизм. Сбой в нем неумолимо приведет к дефициту топлива».
«Если правительство найдет механизмы “обелить” серые схемы экспорта, то в течение ближайших двух месяцев ценовой баланс на внутреннем рынке придет в равновесие», – полагает Николай Переславский.
Переработчики постепенно приходят в себя и готовятся платить повышенные выплаты по демпферу, заявляет член генерального совета «Деловой России» Юрий КОРОБОВ. Но о каких-либо договоренностях говорить пока рано. Переживут ситуацию крупные производители моторного топлива. Мелкие и средние компании остаются в «недвижимом» состоянии. А перекупщики топлива и вовсе «остаются за скобками», добавляет он.
Недавно ИА «Девон» писал, что топливный кризис в России угрожает продовольственной безопасности. Из-за резкого роста цен особенно страдают аграрии. Между тем, власти заявляют, что солярка и бензин пропадают из-за ажиотажного спроса, «вредительства» посредников и масштабных строек.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Кризис, цена бензина, дизтопливо, Китай, США