Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Против «Дружбы»: зачем это Польше

Навредить России и… Германии.

(21 апреля 2023 11:28 , ИА "Девон" )
Польша продолжает настаивать на запрете трубопроводного экспорта нефти в Евросоюз из России, несмотря на то, что никакого экономического смысла в этом уже нет. Предложение полностью перекрыть северную ветку нефтепровода "Дружба" Варшава хочет включить в новый пакет санкций. Об этом пишет «Российская газета».

НЕФТЕМАГИСТРАЛЬ «МЕШАЕТ ГДАНЬСКУ.

Эта ветка "Дружбы" идет в Германию и Польшу. Обе страны уже прекратили импорт российской нефти по трубопроводу, поэтому инициатива выглядит весьма странно. Но Польша здесь преследует исключительно свои экономические интересы, а также пытается разорвать последние связи Европы с Россией.

Германия сейчас получает по "Дружбе" нефть из Казахстана транзитом через Россию. Пока объемы незначительны, около 24 тыс. баррелей в сутки. Но в планах было увеличить поставки до 120 тыс. баррелей в сутки. Это почти соответствует потребностям одного из крупнейших в Германии нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Шведте.

Предприятие контролировала "Роснефть" (54,17% акций). Но в сентябре 2022 года правительство Германии распорядилось передать ее активы в управление государственному Федеральному сетевому агентству. Польша сумела сильно снизить зависимость от нефти из России. Но в Германии на поставки из РФ в 2021 году пришлось 21% немецкого импорта.

Отказ от использования северной ветки "Дружба" принесет вред прежде всего Германии, заинтересованной в поставках нефти. Затем пострадает Казахстан как поставщик и уже затем - Россия, занимающейся только транзитом. Так считает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Юрий ШЕДЬКО. По его мнению, Польша лоббирует свои интересы, связанные с портом Гданьск. Это делается в ущерб интересам других стран ЕС, особенно Германии.

Гданьск - крупный нефтяной порт, через него проходят большие объемы сырья. Именно за счет них Польша смогла снизить уже к 2021 году зависимость от поставок из России до 10%. Хотя раньше почти 50% импортируемой нефти шло из нашей страны. В интересах Варшавы максимально увеличить грузопоток, а резервы есть. Для прокачки нефти из Гданьска можно использовать существующую инфраструктуру, то есть части нефтепровода "Дружба". То, что при этом немецкий НПЗ останется без нефти, мало кого волнует. К тому же завод в Шведте - прямой конкурент польских НПЗ, которые принадлежат компании Orlen.

НЕ ДАТЬ ПЕРЕЗАПУСТИТЬ.

Есть и более долгосрочный политический момент. "Дружба" не взорвана, как газопроводы "Северные потоки". Возобновить поставки можно в любой момент. В максимальной нагрузке по северной ветке нефтепровода можно прокачивать до 49,8 млн тонн нефти в год. Политическая конъюнктура в мире меняется очень быстро. Как отмечает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей КОКИН, есть шанс на перезапуск поставок по этой ветке "Дружбы".

В случае возобновления экспорта экономически выиграет Германия и пострадает Польша, уже переориентировавшая свой нефтяной импорт. А Польша и Германия - давние "заклятые соседи". К тому же Варшава всегда противилась экономическому сближению Берлина и Москвы. На долю поставок по "Дружбе" в 2021 году приходилось 70% российских поставок в ФРГ и 21% от общего импорта нефти в страну.

Если запретить поставки сейчас, то это создаст массу юридических препятствий для их возобновления. Кроме того, не факт, что нефтепровод к тому моменту окажется в рабочем состоянии. Есть пример прибалтийской ветки "Дружбы", которая была закрыта в 2006 году. Часть ее используется, а часть оказалась просто разобрана или разрушилась.

Прекращение прокачки с технической стороны не является критичным при проведении регламентных процедур и наличия опыта такого вида работ, поясняет Шедько. Такие работы проводились в последние годы в России, Беларуси, Латвии. При правильно проведенной консервации трубопровод в будущем можно эксплуатировать достаточно эффективно. Способны ли будут выполнять эти работы в Польше, является вопросом.

ПОТЕРИ ПОНЕСУТ ОБЕ СТОРОНЫ.

Страны Евросоюза ввели эмбарго на морские поставки нефти из РФ в декабре 2022 года. Но транзит по «Дружбе» частично сохранился, напоминает «Московский комсомолец». Ранее этот маршрут обеспечивал сырьем главным образом Германию и Польшу, которые теперь полностью разорвали контракты с Россией. Однако Венгрия, Чехия и Словакия, чьи экономики критически зависят от российского сырья, добились сохранения поставок. В этом году Прага закупила на 25%, а Будапешт — на 45% больше нефти, чем за тот же период 2022 года.

Трубопровод «Дружба» берет начало в сердце нефтяного Татарстана — городе Альметьевске. Потом она доходит до белорусского Мозыря, где расположены перерабатывающие мощности. Далее трубопроводная система разделяется на два экспортных участка. Северная ветка проложена по территориям Польши, Германии, Латвии и Литвы. Южная следует через Украину, Чехию, Словакии, Венгрию и Хорватию.

«Остановка прокачки сырья через северную ветку «Дружбы» никак не затрагивает поставок через южное ответвление», – отмечает аналитик TeleTrade Алексей ФЕДОРОВ. В 2022 году экспорт по «Дружбе» сократился лишь в Германию. Остальные европейские покупатели, напротив, нарастили импорт.

Теперь Варшава будет вынуждена приобретать углеводороды у других нефтедобывающих стран по рыночной цене, полагает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья МИЛЬЧАКОВА. Сегодня котировки Brent достигают $85 за баррель. Российский сорт Urals поставлялся в Европу с дисконтом в $5-20 с каждой «бочки». Трубопроводные контракты могли предоставить покупателям еще более существенные скидки, отмечает она.

КАЗАХСТАН НА СТАРТЕ.

Отказ от поставок по трубопроводу «Дружба» вынуждает европейцев переориентироваться на альтернативные добывающие мощности. А их в мире не так много. Увеличить отгрузку на сырьевые базы Старого Света собирается Казахстан, обладающий значительным экспортным потенциалом. Астана только в Германию может поставлять до 6-7 млн тонн «черного золота» ежегодно. Это заменит около трети прежних российских поставок.

«В казахской нефти, добываемой на новых месторождениях, содержание серы меньше, чем в Urals, – напоминает Мильчакова. - Однако многие НПЗ в Восточной Европе, построенные еще во времена СССР, заточены на переработку именно российского сернистого топлива». Для полного отказа от нашей нефти европейцам придется вложить многомиллиардные инвестиции в модернизацию своих перерабатывающих предприятий.

Впрочем, финансовые потери нашей страны в случае полной остановки «Дружбы» также будут довольно большими. Экономический урон России от предыдущего, десятого пакета санкций представители Еврокомиссии оценили в 11,4 млрд евро. Разрабатываемый одиннадцатый пакет, по замыслу его авторов, должен принести российской экономике не меньшие убытки.

Комментарий Информагентства «Девон»:

С недавнего времени экспорт нефти по «Дружбе» сталкивается с разными проблемами. Так, Украина 15 ноября уведомила Транснефть, что приостанавливает прокачку по «Дружбе» из-за падения напряжения. Глава венгерского МИДа Петер СИЙЯРТО заявлял о повреждении трансформаторной станции в результате ракетного удара российскими войсками по территории Украины.

Что касается Польши, то она хотела бы наложения европейских санкций на поставки нефти по трубопроводу «Дружба» по простой причине. «Иначе, если Польша сама, в силу собственного решения откажется от использования нефти из этого трубопровода, то мы будем должны платить российской стороне компенсации»,— говорил недавно МИД Польши Збигнев РАУ.
25 февраля Россия прекратила поставки нефти в Польшу по трубопроводу.

В январе 2023 года сообщалось, что Saudi Aramco резко увеличит поставки нефти в Польшу. Саудовская госкомпания также планирует приобрести 30% в Гданьском НПЗ мощностью около 10 миллионов тонн в год. Так Саудовская Аравия сможет удовлетворить от 50% до 70% потребности Польши, не оставив места для России.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: нефтепровод "Дружба", Кризис, Казахстан

 

к следующей новости раздела

24 апреля 2023

Обзор крупнейших портов юго-восточной Азии: Таиланд и Малайзия

к предыдущей новости раздела

17 апреля 2023

В выставке «Нефтегаз» примут участие 700 компаний из 10 стран

к следующей новости главной ленты

21 апреля 2023

ВРП Югры в 2023 году останется на прошлогоднем уровне на фоне падения нефтедобычи

к предыдущей новости главной ленты

21 апреля 2023

ТНГ-Групп оцифрует систему управления промбезопасностью, охраной труда и экологией