Мировой танкерный флот постарел из-за санкций на нефть РФ
(
11 января 2024 06:01 , ИА "Девон" )
Средний возраст судоходного флота в мире достиг рекорда 15-летней давности и составил 13,7 лет. Это связано с «теневыми» перевозками российской нефти, а также с нежеланием судовладельцев закупать новые суда на экологически чистом топливе. Об этом сообщает издание
Forbes.
В то же время средний возраст контейнеровозов и танкеров превысил 14,3 и 12,9 года соответственно. Эти показатели побили рекорды 30- и 20-летней давности соответственно. Данные, собранные судовым брокером Clarksons, не включают информацию о небольших судах с водоизмещением менее 5000 тонн.
Судоходные компании столкнулись с необходимостью сокращения выбросов углекислого газа. Однако они не спешат заказывать новые суда на более экологичном топливе из-за «неопределенности в отношении доступности этих энергоресурсов».
Предложенные в качестве альтернативы для мазута и дизтоплива аммиак и метанол остаются дефицитными, считает директор по исследованиям Clarksons Стивен ГОРДОН.
О том, как из-за новых экологических требований за 20 лет изменилась морская топливозаправка и что её ждет впереди, - читайте в публикации ИА «Девон».
Вторая причина - растущий спрос на подержанные суда со стороны операторов «теневых» перевозок российской нефти, находящейся под санкциями. В результате многие списанные суда продолжают эксплуатироваться.
По словам директора по исследованиям судового брокера Gibson Ричарда МЭТЬЮЗА, после начала «военной спецоперации» на Украине почти не было списания танкеров.
Рыночная стоимость 15-летнего среднеразмерного танкера типа Aframax выросла после февраля 2022 года на 129% — до $40 млн. Такие суда обычно используются для перевозки российской нефти.
Ранее агентство Bloomberg писало о проблеме эксплуатации старых танкеров. В качестве примера оно привело танкер Turba, построенный в 1997 году. Он до сих пор перевозит российскую нефть под флагом «страны с плохой репутацией в области надзора за безопасностью на море», заявляет западное издание.
Последний раз танкер проходил полную проверку в 2017 году. Подобная тенденция с отсутствием проверок может привести к экологической катастрофе, считает главный исполнительный директор подразделения управления компании-судовладельца Frontline Plc Ларс БАРСТАД.
В декабре 2022 года Страны G7 и Евросоюза запретили своим компаниям перевозить российскую нефть и оказывать сопутствующие услуги, если нефть продается выше установленного ими потолка в $60 за баррель. Так они стремятся ограничить доходы России от продажи нефти.
РФ в ответ запретила отечественным нефтекомпаниям реализовывать сырье, если в контрактах указывается ценовой потолок. Позже G7 и ЕС также ограничили предельную стоимость нефтепродуктов. Потолок цен действует с 5 февраля 2023 года. Для легких нефтепродуктов он составляет $100 за баррель, для тяжелых — $45 за баррель.
Кроме того, 5 декабря 2022 года вступило в силу западное эмбарго на импорт российской нефти морским путем. Санкции действительно повлияли на доходы России от экспорта нефти в первом полугодии 2023 года. По оценкам финского Аналитического центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), в 1 квартале убытки РФ достигали €180 млн в день.
Однако затем российским нефтяникам удалось перенаправить сырье в Китай, Индию. Турцию и другие дружественные страны.
Уже в августе 2023 года России, используя теневой флот, удалось «пробить» ценовой потолок. Средняя цена российского сорта нефти Urals составила $80 за баррель.
В сентябре 2023 года все сорта российской нефти продавались по цене, превышавшей $80 за баррель. Правда, по данным Минфина РФ, с тех пор цены на российскую нефть стали снижаться вслед за мировыми. Так, нефть Urals с 15 ноября по 14 декабря 2023 года стоила в среднем $66,12 за баррель.
При этом экспорт нефти из России нефти в 2023 году на 7% превысил показатель 2021 года. Данный показатель оценивается в 250 млн тонн, сообщал в конце декабря первый вице-премьер России Андрей БЕЛОУСОВ.
Поступления в бюджет от нефтегазовой сферы уже третий месяц обгоняют базовые объемы, заложенные Минфином. Так, в ноябре отрасль принесла в бюджет 962 млрд рублей. По плану, данный показатель должен был составить 689 млрд рублей.
За 11 месяцев нынешнего года бюджет получил 8,17 трлн. рублей нефтегазовых доходов. В то же время как в базовом сценарии на год было заложено 8 трлн. рублей. Это на 23% меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Но разрыв сокращается.
Прим. Информагентства «Девон»:
Параллельно с развитием теневого танкерного флота, в России работают над обеспечением беспрепятственного доступа нефтяного сырья на рынки. Рассматривается возможность создания с «дружественными» странами новой системы клубов взаимного страхования и перестрахования рисков перед третьими лицами.
Эксперты отмечают, что до 2022 года основными перевозчиками нефти и нефтепродуктов из РФ являлись западные компании. В области морского страхования Россия также полностью зависела от зарубежных организаций.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Танкер, Цена на нефть, Судовое маловязкое топливо, деньги