Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как перекрытие Суэцкого канала отразится на мировой торговле нефтью

(29 марта 2021 06:04 , ИА "Девон" )
Снятие с мели контейнеровоза Ever Given, который с 23 марта перекрывает Суэцкий канал, может занять от нескольких дней до недель, сообщили в голландской Royal Boskalis Westminster. Это одна из компаний, которая привлечена для устранения затора, сообщает агентство Argus  (Владислав СЕНЬКОВИЧ).

Временное прекращение поставок сырья и нефтепродуктов по каналу не вызывает беспокойства у участников рынка в Европе. Потребители могут их легко заместить поставками из других стран, в основном из России (об этом ранее писал ИА «Девон» здесь ). На европейском рынке сырья и нефтепродуктов на протяжении года сохраняется избыток предложения.

Ужесточение карантинных ограничений из-за пандемии Covid-19 стало основным фактором для существенного ослабления спроса на нефтепродукты в Европе. В этих условиях образовались избыточные запасы нефтепродуктов. Это привело к резкому снижению доходности переработки сырья и уменьшению загрузки НПЗ. Европейские НПЗ работают на 70% проектной мощности.

Временное прекращение поставок морских партий сырья и нефтепродуктов из стран восточнее Суэцкого канала создает предпосылки для высвобождения емкостей европейских хранилищ. В коммерческих резервуарах региона Амстердам — Роттердам — Антверпен (АРА) к 24 марта накоплено почти 6,83 млн т нефтепродуктов по сравнению с 5,11 млн т годом ранее, по данным Insights Global. Высокие запасы топлива остаются и внутри стран Европы.

Европа является крупным импортером нефтепродуктов. В январе — марте в порты стран региона ввозилось в среднем 3,8 млн баррелей нефтепродуктов в сутки, по данным аналитической компании Vortexa. В I квартале 2020 г. в Европу ввозилось 4,3 млн баррелей. нефтепродуктов в сутки, а годом ранее — 4,48 млн барр.

Россия является самым крупным поставщиком для европейских компаний. В январе — марте текущего года на долю российских нефтепродуктов в общем объеме поставок приходилось более 45% или свыше 1,7 млн барр./сут. Вторым по величине источником зарубежных нефтепродуктов для европейских компаний являются США — 475 тыс. барр./сут (12,5%).

Суммарная доля прямых поставок из стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) составляет менее 24%, или около 900 тыс. барр./сут. Европейские компании импортируют из стран восточнее Суэцкого канала преимущественно газойль, включая дизтопливо, доля которых в текущем году составила 32,6%, а также авиатопливо, биодизель и другие светлые нефтепродукты. Поставки мазута по этому маршруту незначительны, обычно продукт отгружается в обратном направлении.

Остановка движения по Суэцкому каналу в большей степени отражается на экспорте нефтепродуктов из портов Европы. Но основными рынками сбыта для европейских продуктов являются страны Африки и Северной Америки, куда в текущем году отгружается почти 65% всего экспорта. В I квартале из портов Европы было отправлено около 20% партий с возможностью поставок в страны Ближнего Востока или АТР. Компании из этих регионов импортируют из Европы преимущественно мазут (42% таких поставок), нафту (19,1%), бензин (10,1%).

Временное перекрытие Суэцкого канала имеет ограниченный эффект и для европейских импортеров нефти. С одной стороны, их потребности в сырье остаются пониженными, а с другой — на рынке имеются альтернативные предложения — из России, США, стран Африки.

В январе — марте в порты Европы поступает в среднем 7 млн баррелей нефти в свтки по сравнению с 8,65 млн барр./сут. годом ранее. Наибольшие объемы сырья в порты Европы ввозятся из России. Доля таких поставок в текущем году составляет 36%, что сопоставимо с уровнями предыдущих кварталов.

Основу экспорта морских партий нефти из портов России составляют Юралс (41,7%), а также Смесь КТК (37,4%), которая отгружается в основном из ресурсов казахстанских компаний. Всего из России в Европу поступает в среднем 2,52 млн баррелей нефти в сутки. Из США, второго по величине экспортера нефти в Европу, ввозится около 900 тыс. баррелей сырья в сутки.

Временное прекращение прохода судов по Суэцкому каналу в наибольшей степени затронет поставщиков иракской нефти. По этому маршруту из Басры отгружается 91% иракского сырья, предназначенного для европейских НПЗ. Оставшийся объем поставляется из хранилищ в Сиди-Керире (Египет). Из этих резервуаров отгружается также саудовское сырье. Партии нефти из Саудовской Аравии и Ирака поступают в эти хранилища по трубопроводу Sumed, который соединяет их с терминалом Айн-Сухна (Египет) на Красном море.

У ближневосточных производителей имеется альтернатива с доставкой нефти через мыс Доброй Надежды (ЮАР), что увеличит сроки поставки примерно на 15 дней. Однако с учетом отказа ряда европейских переработчиков от апрельских партий саудовской нефти в рамках долгосрочных контрактов с Saudi Aramco представляется маловероятным массовый характер поставок нефти в Европу через юг Африки.

Кроме того, основным рынком сбыта для ближневосточных производителей являются страны АТР, куда из Саудовской Аравии в текущем году направляются 82% всех экспортных грузов, а из Ирака — 68%, по данным Vortexa. Азиатские переработчики являются крупными покупателями европейской нефти. Однако с января объем отгрузок из Европы в этот регион уменьшается. Компаниям в АТР выгоднее покупать партии нефти, стоимость которой оценивается относительно ближневосточного эталона Дубай. Перекрытие канала затрудняет поставки примерно 20% партий, которые отгружаются в АТР из Европы. 

Крупнейший затор в мировом судоходстве за последние годы лишь незначительно затронул поставки российской нефти, отмечает «Коммерсант». Однако вместе с десятками других судов на подходах к Суэцкому каналу оказались заблокированными три СПГ-танкера, обслуживающие грузы НОВАТЭКа — Yamal Spirit, Clean Horizon и Yenisei River.

Общие потери мировой торговли из-за блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given могут составить порядка $230 млрд, сообщают «Ведомости». Аналитики пояснили, что блокировка канала приведет к сбоям в цепочке поставок товаров в разные страны. 

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Танкер, Цена на нефть, Транспорт, Argus

 

к следующей новости раздела

9 апреля 2021

«Татнефть» готова участвовать в тендерах Ирака

к предыдущей новости раздела

26 марта 2021

«Пробка» в Суэцком канале не влияет на поставки российской нефти

к следующей новости главной ленты

29 марта 2021

Независимые АЗС заявляют о нерыночном регулировании цен в Татарстане

к предыдущей новости главной ленты

27 марта 2021

«ТНГ-Групп» нацелена на импортозамещение IT-технологий