Архив новостей

Июль2021

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Эксперт: развитие Северного морского пути поможет России стать лидером в секторе СПГ

(21 июля 2021 10:36 , ИА "Девон" )
Развитие сектора сжиженного природного газа (СПГ) не только позволяет выходить на рынки, недоступные для трубопроводов, но и расширяет торговые отношения и укрепляет стратегические отношения. Мадалина Сису ВИКАРИ, эксперт по европейской энергетической политике и геополитике в Брюсселе, рассказала ИРТТЭК, как российский СПГ завоевывает мировые рынки, какие у него перспективы и насколько он зависит от иностранных технологий. Материал подготовлен специально для Информагентства "Девон".

- В 2020 году Азиатско-Тихоокеанский регион и Азия лидировали по спросу на СПГ, на них пришлось 70% мирового импорта СПГ. Почему возник такой разрыв между Азиатским и другими регионами в отношении импорта СПГ? 
- Действительно, в 2020 году Азия возглавила мировой импорт СПГ, который вырос на 3,4 % по сравнению с 2019 годом. На зрелых рынках Европы, Северной Америки и Евразии, которые сильнее пострадали от экономического спада и закрытия предприятий после вспышки коронавирусного кризиса, наблюдалось снижение спроса на газ в промышленности и энергетике. Евразия оказалась самым пострадавшим регионом, потеряв почти 40% от общего спроса на газ. В первой половине 2020 года Европа потребляла больше СПГ, что было обусловлено закрытием азиатских стран (а это привело к перенаправлению некоторых грузов СПГ, предназначенных для Азии), а также переходу с угля на газ.
Однако с июля 2020 года импорт СПГ в Европу замедлился, и эта тенденция усилилась во второй половине 2020 года из-за серьезного коронавирусного кризиса, в то время как спрос в Азии восстановился благодаря ослаблению локдауна и холодной погоде в том числе.

- Какие именно страны в Азии импортировали больше всего?
- Япония и Китай стали ведущими странами-импортерами СПГ не только в Азии, но и в мире, с долей рынка 20,9%, соответственно 19,3%, и импортом 102,71 млрд куб. м, соответственно 95 млрд куб. м в 2020 году.  
Однако по сравнению с 2019 годом в Японии зафиксировано падение импорта СПГ на 3,2%, тогда как в Китае импорт вырос на 11,7%. Третьей и четвертой странами-импортерами СПГ в мире стали Южная Корея (11,5 % доли мирового рынка и 56,31 млрд м3 импортируемого СПГ) и Индия (7,5 % доли рынка и 36,74 млрд м3 импортируемого СПГ).

- Какие страны являются лидерами по продажам прямо сейчас? 
- В прошлом году Австралия обогнала Катар в качестве крупнейшего экспортера СПГ. Далее за Катаром идут США, Россия и Малайзия. 
В 2020 году Азия была основным регионом для экспорта российского СПГ, на который пришлось почти 22,78 млрд куб. м, что значительно больше по сравнению с 2019 годом, когда экспорт российского СПГ составил 13,6 млрд куб. м.  Основными странами-импортерами в Азии стали Япония, Китай, Тайвань и Южная Корея.
Но и Европа была важным пунктом поставок для российского СПГ. Основными странами-импортерами были Франция (4,74 млрд. куб. м), Испания (3,60 млрд. куб. м), Нидерланды (3,56 млрд. куб. м) и Великобритания (2,85 млрд. куб. м).

- Почему России так нужна Европа, если именно Азия является крупнейшим потребителем СПГ в мире?
- Что касается европейского рынка, здесь необходимо проводить различие между экспортом российского природного газа и экспортом СПГ. Начиная с 1970-х годов, европейский рынок является не только важным направлением для экспорта российского природного газа, но и важной базой для получения экспортных доходов. 
В то же время Россия традиционно является основным поставщиком природного газа, на долю которого приходится наибольшая часть европейского импорта. Однако постепенные изменения в торговых потоках газа в сочетании с появлением глобального газового рынка привели к необходимости переосмысления Россией модели экспорта, в которой доминируют трубопроводы, а также ее зависимости от европейских газовых рынков.

- На данный момент рынок СПГ остается за Азией?
- В ближайшие десятилетия СПГ будет иметь наибольшую долю в росте торговли газом, а Азиатский регион станет основным двигателем роста мирового спроса. На самом деле, масштабы спроса на СПГ в Азии огромны, а факторы роста спроса на газ многочисленны и диверсифицированы: промышленный спрос, переход на другое топливо, производство электроэнергии, использование газа в жилом и коммерческом секторах, транспорт.
Поэтому, хотя Европа остается очень важным рынком для российского газа, а "Газпром" - заметным игроком на нем, менее вероятно, что, кроме "Северного потока - 2", в Европу будут направлены новые инвестиции в разведку и добычу и новые газопроводы из России в Европу. В то же время важно отметить, что в 2020 году доля России на рынке СПГ в ЕС составляла 20%, и, вероятно, в ближайшие годы российский СПГ будет претендовать на увеличение этой доли и не только в ЕС.

- Российская газовая компания "Новатэк" продала 10% акций своей дочерней компании "Арктик Трансшипмент" французской нефтегазовой компании TotalEnergies, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, Лондонской фондовой бирже и Euronext Paris. Укрепит ли это позиции российского газа в Европе?
- Прежде всего, следует отметить, что эта сделка является продолжением многолетнего сотрудничества между Новатэком и TotalEnergies по всей цепочке создания стоимости СПГ. Стоит напомнить, что TotalEnergies владеет 19,4 % акций "Новатэка", а также 20 % долей в проектах "Ямал СПГ" и 10 % в "Арктик СПГ 2". Кроме того, Total и Новатэк имеют несколько совместных предприятий в сфере разведки и добычи: Арктикгаз, Нортгаз, Тернефтьгаз.  ООО "Арктик Трансшипмент" владеет и будет управлять терминалами по перевалке СПГ, которые будут построены в Мурманской и Камчатской областях, и которые будут предоставлять услуги экспортной логистики, в том числе для проекта Арктик СПГ-2. Таким образом, сделка по Арктик Трансшипмент обеспечивает еще большую интеграцию двух компаний в цепочку создания стоимости СПГ. 
Сама сделка не повлияет на потоки или объемы экспорта российского газа по трубопроводам. Это зависит от Газпрома, который обладает монополией на экспорт по трубопроводам. Но эта сделка может укрепить, даже расширить долю российского СПГ на рынке Европы, в том числе во Франции. Как было сказано выше, Франция стала основным пунктом поставок российского СПГ в 2020 году, на ее долю пришлось 4,74 млрд куб. м импортируемого СПГ, и, учитывая, что TotalEnergies является французской компанией, эта цифра может увеличиться в ближайшие годы. 
Но элементом, который, вероятно, сыграет свою роль в укреплении позиций российского газа не только на французском, но и на европейском рынке является обязательство по достижению целей декарбонизации при производстве СПГ. И в этой связи следует упомянуть Меморандум о взаимопонимании между TotalEnergies и Новатэком, который заложил основу для сотрудничества по декарбонизации цепочки создания стоимости СПГ с использованием возобновляемых источников энергии, энергоэффективности, улавливания и хранения углерода, а также чистого водорода и аммиака.

- Первая в России бункеровочная баржа для СПГ завершает морские испытания. Каково общее значение СПГ для энергетической отрасли России?
- СПГ является неотъемлемой частью энергетической и газоэкспортной стратегии России, о чем свидетельствует "Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа". Программа демонстрирует нацеленность России на создание прочного присутствия на мировом рынке СПГ и предполагает постоянное увеличение производства СПГ: от текущих объемов до весьма амбициозной цели в 80–140 млн тонн (110,4–193,2 млрд куб. м) в 2031–2035 годах. 
Развитие сектора СПГ предусмотрено также Энергетической стратегией Российской Федерации до 2035 года. С коммерческой точки зрения, развитие сектора СПГ означает выход на новые рынки, недоступные для трубопроводов. Однако развитие СПГ также имеет значительные геоэкономические последствия, поскольку может способствовать расширению торговли и укреплению стратегических отношений.

- В последнее время много говорится про возможности Северного морского пути. Как он может отразиться на рынке СПГ и на возможностях России? 
- Развитие Северного морского пути (СМП) переплетается с планами развития сектора СПГ, поскольку он может позволить сократить время в пути из Европы в Азию по морю на треть. К 2030 году, когда планируется достичь амбициозной цели по производству СПГ, СМП может стать ключевым транспортным коридором.  В феврале 2021 года судно для перевозки СПГ "Кристоф де Маржери" завершило экспериментальный круговой рейс из порта Сабетта в порт Цзянсу в Китае, став первым крупнотоннажным грузовым судном, прошедшим транзитом через восточный сектор СМП.

- Насколько отрасль СПГ в России зависит от зарубежных технологий и как это может повлиять на перспективы российского газа в мире?
- В настоящее время, когда речь идет о строительстве крупных объектов по производству СПГ, опыт есть у таких компаний как AirProducts (США), ConocoPhilips (США), Equinor (Норвегия), Linde (США/Германия) и Shell (Великобритания-Голландия). Их технологии используются на заводах по экспорту СПГ по всему миру. Технологии, используемые на всех крупных, именно крупных предприятиях по производству СПГ, действующих в настоящее время в России, принадлежат западным компаниям. Есть опыт разработки собственных технологий сжижения, скажем, у Новатэк, но на небольших проектах.
В целом зависимость российского сектора СПГ от иностранных технологий потенциально может повлиять на перспективы российского газа в мире. Однако ситуация во многом будет зависеть от динамики развития российской политики импортозамещения в сфере СПГ и расширения или не расширения секторальных санкций США.

Михаил ВАКИЛЯН, зарубежный корреспондент ИРТТЭК

Будет ли американский СПГ нужен в 2050 году – об этом читайте в статье ИРТТЭК, опубликованной ИА Девон год назад.

Поиск по теме: Арктика, СПГ, Транспорт

 

к следующей новости раздела

21 июля 2021

Украина пыталась блокировать поиски «Татнефтью» активов для компенсации за Кременчугский НПЗ

к предыдущей новости раздела

16 июля 2021

Пора разворачивать в России систему мониторинга парниковых газов - Валерий Фальков

к следующей новости главной ленты

21 июля 2021

В Санкт-Петербурге обсудят проблемы модернизации и безопасности нефтяных терминалов

к предыдущей новости главной ленты

21 июля 2021

Нефтяники оптимизировали закачку пара на битумных скважинах в Татарстане