Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Профессионалы образования

«Татнефть» представила свой опыт подготовки современных кадров на международном образовательном форуме

(11 марта 2019 11:58 , ИА "Девон" )
В Казани 28 февраля — 1 марта работал международный форум «EDU Russia 2019  — Образование России». Цель масштабного мероприятия — поиск концептуальных ответов на вопросы, как совершенствовать образование на всех уровнях — от дошкольного до корпоративного, как применять в обучении передовые мировые практики. На форуме были широко представлены система образования всех уровней, бизнес, работодатели, службы занятости, экспертное сообщество.

«Этот формат общения обрел свое лицо, выросли география и количество его участников», — сказал Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин, приветствуя участников форума от имени руководства республики. Он отметил, что если на первом форуме в 2017 году побывали 2,5 тыс. человек из 38 регионов России, то в этот раз — свыше 3 тысяч из 61 региона и шести стран мира. 

В Татарстане, по словам Фарида Мухаметшина, выстроена единая сеть по подготовке конкурентоспособных кадров в условиях цифровизации экономики с участием товаропроизводителей. Система включает 91 учреждение среднего профобразования, 31 ресурсный центр, используется дуальное обучение.

«Татарстан талантлив в части мировых трендов», — сказала заместитель министра просвещения РФ Ирина Потехина и отметила, что форум проходит на площадке (новый выставочный центр «Казань Экспо»), появление которой обязано именно образованию. Ведь в августе здесь пройдет мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills. 
Партнерство государства и бизнеса, создание инвестиционно привлекательной индустрии образования, адаптивность и умение учиться — эти тезисы звучали рефреном на пленарной дискуссии «К глобальной конкурентоспособности — через образование», а также в многочисленных тематических сессиях.

ТУРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
В рамках одной из них — «Профессиональное образование» — компанией «Татнефть» была подготовлена панельная дискуссия на тему «Интернационализация профессионального образования и обучения». Её модерировали начальник управления по работе с персоналом Компании «Татнефть» Андрей Глазков и директор Центра изучения проблем профессионального образования Ольга Олейникова. «Для участия в дискуссии мы пригласили видных экспертов и практиков из Финляндии, Италии, Мальты, — рассказал автору этой статьи заместитель начальника управления по работе с персоналом нефтяной компании Рифдар Хамадьяров.

В центре внимания был Туринский процесс (ТП) — по аналогии с Болонским процессом это всесторонний анализ политики в сфере профобразования и обучения в различных странах. Он был инициирован в 2009 году Европейским фондом образования и предполагает широкое участие заинтересованных сторон, государственного и частного секторов исходя, в первую очередь, из потребностей экономики. 

Поэтому особо значим для российской аудитории был западный опыт, которым в ходе дискуссии поделились зарубежные участники. О региональном опыте ТП рассказала проректор по организационному развитию Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) Энзе Идиатуллина. 
«Все знают о Болонском процессе, но немногие — о Туринском, а он не менее важен и поэтому тоже принят на государственном уровне, — пояснила автору этих строк руководитель Корпоративного университета ПАО «Татнефть» Елена Дурнева. — Поэтому в рамках большой конференции эта дискуссия была одной из самых интересных, ведь современные тенденции в обучении едины во всем мире. Поэтому очень важно находить общие решения и широко распространять их».

Почему именно «Татнефть» организовала эту дискуссию? Компания заинтересована в хороших кадрах и специалистах, а без активного участия работодателя в процессе их подготовки не обойтись. «Мы не получим нужного результата, если не сформулируем конкретные цели, заказ на того или иного специалиста, — говорит Елена Дурнева. — Мы рассчитывали, что благодаря этой дискуссии информацию услышит широкий круг, в том числе руководители системы образования».
 
 
 
САМООБУЧАЮЩАЯСЯ «ТАТНЕФТЬ»
В рамках сессии «Бизнес и кадры» представители «Норникеля», Аэропорта «Пулково», «Русагро» говорили о разрыве между ожиданиями бизнеса и запросами соискателей рабочих мест. Между тем уже сами работодатели не успевают за стремительным развитием технологий, поэтому нужно прогнозировать потребность в кадрах на перспективу. Поэтому главное, что требуется от соискателей — способность и желание обучаться дальше, быть адаптивными. Нужны люди, которые готовы менять свою квалификацию в рамках одной компании. 

О том, как эти задачи системно решаются в «Татнефти», рассказал Андрей Глазков. 
«Татнефть» — самообучающаяся организация», — сказал он. Сейчас система обучения и переподготовки кадров выстраивается в соответствии с целями корпоративной Стратегии-2030. Периметр охвата включает 45 тыс. человек, работающих в шести ключевых бизнес-направлениях Группы «Татнефть» — от нефтедобычи и нефтесервиса до нефтепереработки и автозаправочной сети, от машиностроения до энергетики. А это около 3,5 тыс. наименований профессий и должностей.

Решаются такие непростые задачи, как кадровое прогнозирование при планировании крупных проектов, переквалификация высвобождающегося в ходе автоматизации производственных процессов персонала. Разрабатываются стандарты профессиональных компетенций по всем должностям и одновременно — средства оценки знаний и умений. «Татнефть» даже создала свой Центр оценки квалификаций. В рамках корпоративной системы развития персонала централизована работа с кадровым резервом по всей Группе «Татнефть».

В структуре компании создана целостная система подготовки кадров, вершиной которого является Корпоративный университет. В основании пирамиды — Центр подготовки кадров (ЦПК). В «Татнефти» вводится недельное обучение всех, кто пришел работать в компанию. Созданы «фабрики процессов» , где имитируются реальные производственные условия с действующим оборудованием. В обиход вошли командное обучение, мозговые штурмы, стратегические сессии. Переосмысливается институт наставничества.

Поскольку в стране не готовят специалистов по HR (human resource — человеческие ресурсы) и труду (научная организации труда как специальность, которая была в советское время, исчезла), приходится готовить их самим в Корпоративном университете. Создана даже своя служба HR-аналитики.
 
 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР
Одновременно компания всесторонне и активно работает с государственными учебными заведениями. Широко известен научно-образовательный кластер для нефтегазовой отрасли, якорной организацией которого является «Татнефть». В него входят АГНИ, Альметьевский политехнический, Лениногорский нефтяной, Бугульминский машиностроительный техникумы, «ТаграС-Холдинг», «Нефтеконсорциум». Кластер охватывает около 8 тысяч студентов.

О тесном сотрудничестве с нефтяниками рассказала проректор АГНИ Энзе Идиатуллина. Например, широко практикуется научно-исследовательская деятельность студентов совместно со специалистами «Татнефти». Около 800 человек приняли участие в проектах компании в 2017-2019 гг. 
Уникальным проектом, о котором «каждый вуз может мечтать», назвала Идиатуллина цикл лекций «Профессионализм от первого лица». Их читают главные специалисты «Татнефти», и эти лекции встроены в учебный процесс.

В свою очередь, институт подстраивается под потребности своего главного партнера. Так появились магистерские программы «Моделирование и управление разработкой месторождений углеводородов», «HR-аналитика», «Гидравлический разрыв пласта», «Инновационное нефтегазовое недропользование».

Знаковой вехой в плодотворном партнерстве АГНИ с «Татнефтью» стал проведенный в Альметьевске в ноябре 2018 года масштабный международный форум «Наука и инновации» . Здесь собрались ученые и молодые специалисты «Татнефти», компаний-партнеров и предприятий нефтегазодобывающего кластера, студенты и аспиранты профильных высших учебных заведений России — всего около 700 участников. Были приглашены и зарубежные эксперты.
* * *
Напомним, первый форум «Образование России»  прошел также в Казани, в 2017 году. Его организационным партнером была «Татнефть». Под её эгидой работал отдельный блок, посвященный профессиональной подготовке. Профессиональным стандартам — одной из самых актуальных тем — была посвящена одна из дискуссий. Модераторами также были Андрей Глазков и один из главных экспертов страны в этой сфере Ольга Олейникова. Актуальность темы в том, что профстандарты с 2016 года, согласно изменениям в законодательстве, обязаны применять все работодатели. В этой части накопилось много вопросов. У «Татнефти» уже был соответствующий опыт, и она поделилась им.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Татнефть, кадры, АГНИ, Образование, Мероприятия, Татарстан

 

к следующей новости раздела

13 марта 2019

В Оренбуржье нефтью из опрокинувшегося грузовика залило пшеничное поле

к предыдущей новости раздела

4 марта 2019

В Оренбурге представят новые технологии в нефтегазодобыче, экологии и промбезопасности

к следующей новости главной ленты

11 марта 2019

В Татнефти усовершенствовали способ борьбы с обводненностью на карбонатных отложениях

к предыдущей новости главной ленты

11 марта 2019

Роснефть снова отложила запуск гидрокрекинга на четырех НПЗ