Нефтяники высказались о перспективе биотоплива в РФ
Неоднозначные мнения – у Газпром нефти, Татнефти, Лукойла, Роснефти.
(
20 февраля 2025 17:53 , ИА "Девон" )
С 2027 года все авиакомпании мира должны будут ограничивать выбросы от международных рейсов на 85% по сравнению с 2019 годом. Аналогичным образом развивается ситуация в международном судоходстве. Поэтому многие зарубежные нефтегазовые компании инвестируют в производство экологичного топлива. О том, как с этим обстоят дела в России, – в обзоре Интерфакса.
ГИДРОПЕРЕРАБОТКА И КОНВЕРСИЯ.
Сегодня "Газпром нефть" – одна из немногих компаний, реализующих пилотные проекты по выпуску биотоплив в России. С 2021 года были проанализированы три основных направления: гидропереработка эфиров и жирных кислот из масложирового сырья, конверсия спирта из биомассы и синтез Фишера-Тропша.
Последний применяется в основном для целлюлозных отходов в остатках лесопереработки и твердых бытовых отходов.
Наиболее перспективной называют технологию, позволяющую удешевить биотопливо, - гидропереработка эфиров из жирных кислот.
"В качестве сырья мы используем жиросодержащие продукты, - рассказал руководитель программы ключевых проектов развития продуктовых бизнес-единиц компании Кирилл АНТОНОВ. — Это отработанные растительные масла, технический животный жир, жирные кислоты определенных масел. Мы наработали опытную партию биокомпонента SAF. Успешно завершили стендовые испытания на газотурбинном двигателе».
Прим. «Информ-Девон»:
SAF (sustainable aviation fuel) — авиатопливо с низким углеродным следом, произведенное на основе растительного сырья. Оно позволяет сократить до 80% выбросы парниковых газов при авиаперевозках. В 2021 году в РФ создали ассоциацию разработчиков, производителей SAF и авиаперевозчиков. Ее учредили «Газпром нефть, авиакомпании Airbus и «Аэрофлот», S7 Group, «Волга-Днепр», а также Институт имени Н.Е. Жуковского и ГосНИИ гражданской авиации.
Продолжается тестирование продукта при участии Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации и Центрального института авиационного моторостроения.
Произведена также промышленная партия судового топлива (свыше 30 тыс. тонн) с 6%-м увеличением биокомпонента. Этим топливом были заправлены различные суда в морских портах РФ.
НУЖНА ГОСПОДДЕРЖКА.
В "Татнефти" также поддерживают развитие данного направления. Там отмечают, что в России разрабатывается нацпроект "Биоэкономика". Он направлен на создание инфраструктуры для развития биотехнологий и использования биосырья. Тема биотоплива должна быть учтена в этом нацпроекте, считают в компании.
"Татнефть" полностью разделяет инициативу формирования благоприятных условий для биотопливной отрасли в стране. Группа будет способствовать снижению нагрузки на экологию и созданию производств топлива из возобновляемых биоресурсов.
На данный момент в "Татнефти" изучают рынки, а также отрабатывают технологии производства. Отмечается, что пока себестоимость производства биотоплива значительно выше, чем у ископаемого сырья. А перспективы развития биотопливного рынка на начальном этапе зависят от господдержки.
Татарстанская компания производит биотопливо на опытно-промышленной установке. "Татнефтью" в 2022 году создан Центр биотехнологий в поселке Актюбинский. Там будут производить биопродукты, интегрированные в производственные цепочки компании, в том числе и «зеленое» топливо.
ОТКАЗ ОТ МАСЛА ПОСЛЕ ЖАРКИ.
ЛУКОЙЛ также занимается биотопливной темой, но на зарубежных рынках. В России компания изучала возможность производства топлива из водорослей. В 2023 году ЛУКОЙЛ сократил продажи биотоплива на 4%, до 8,1 млн тонн. В компании отмечают, что спрос на продукты остается стабильным с незначительными колебаниями год к году.
"Роснефть" о своих планах развития технологий биотоплив не сообщала. При этом ее глава Игорь СЕЧИН указывал, что интерес к биотопливу в мире снижается из-за высоких затрат и неспособности достичь поставленных целей.
"Даже такие нефтяные гиганты, как Chevron, BP и Shell останавливают проекты по производству альтернативного топлива, - заявлял недавно Сечин. - Меня радует отказ от производства авиационного топлива из использованного масла для жарки".
АВИАБИЛЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ.
В конце 2021 года авиакомпания S7 выполнила первый в России рейс с использованием биотоплива. Airbus A320neo заправили на заводе в Тулузе смесью SAF на основе органических соединений и классического авиатоплива. Далее он приземлился в Домодедово. Доля биотоплива в смеси составила 10%. Это позволило сократить выбросы CO2 на рейсе на 7% (1,7 тонны).
"Такие полеты реальны, и за ними будущее экологичных авиаперевозок", - комментировала совладелица S7 Татьяна ФИЛЕВА. Важно разработать законодательную базу, которая позволит сертифицировать такое топливо в России. В мире есть всего несколько аэропортов, где поставляется SAF. В России их нет, отмечала Филева.
В целом биотоплива производится недостаточно для массовых поставок авиакомпаниям. Если такие поставки все же будут организованы, возникнет другая проблема. Билеты для пассажиров будут существенно дороже, чем на рейсы на обычном топливе.
О сотрудничестве в развитии производства "зеленого" авиатоплива в РФ чуть ранее в том же году договорились "Аэрофлот" и "Газпром нефть". В «Аэрофлоте» подчеркивали, что использование SAF должно быть не только экологичным, но и экономически обоснованным.
Однако после введения запрета на поставки в РФ новой авиатехники и запчастей, появились новые проблемы. Внимание отрасли переместилось на поддержание летной годности оставшегося парка самолетов. Не сообщалось и о практическом интересе морского транспорта РФ к применению биотоплива.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Авиатопливо, Транспорт, Татнефть экология, Газпром нефть, Роснефть, Лукойл, CO2