Нефтяники помогают выстраивать "Диалог с будущим"
Детсады в Татарстане выводят на новую ступень.
(
19 июня 2023 14:10 , ИА "Девон" )
Аскар Маликов
«Татнефть» активно участвует в выстраивании на юго-востоке Татарстана эффективной вертикали образования – от дошкольного до профессионального. Оно должно стать «сквозным», то есть, преемственным. Таким образом нефтяники на территории своей деятельности инвестируют заботятся не только о воспитании нового поколения, но и инвестируют в свой кадровый потенциал.
О примерах совершенствования первой ступени образования – дошкольного, с комфортными детсадами и свободной средой для детского творчества, – в предлагаемой статье Информагентства «Девон».
ПРИМЕРЫ НОВОГО ПОДХОДА.
Три года назад на заседании Общественного совета ПАО «Татнефть» были подняты проблемы дошкольного образования. Среди них – нехватка мест в детсадах и дефицит педагогических кадров (
см. публикацию ИА Девон).
Тогда генеральный директор «Татнефти» Наиль МАГАНОВ предложил передавать для дошкольных учреждений здания, принадлежащие компании. Он также заявил о готовности участвовать в создании благоприятного климата, «чтобы каждый ребенок юго-востока Татарстана мог получить достойное образование».
Эти слова подкрепляются делами. «Татнефть» предоставляет средства на реконструкцию, ремонт и оснащение детских садов. Среди открытых за последние годы объектов – детский сад «Каракуз» в Альметьевске и полилингвальный садик «Эврика» в Нижнекамске.
В последнем, например, есть лаборатория естественных наук, настоящее конструкторское бюро и центр профессий. Раскрыть таланты детей помогают высококлассные наставники в кабинетах конструирования, робототехники и изучения языков.
Старшие группы занимаются с помощью интерактивных досок. Для укрепления здоровья и физического развития детей открыты соляная комната, спортзал с небольшими скалодромом и тренажерами, и даже стадион.
Примером нового подхода в плане оснащения может служить детский сад «Бэлэкэч» в Бавлах. В распоряжении дошкольников – развивающие игрушки, тематические диорамы, конструкторы и т.п. Ростовые конструкторы под названием «Бабашки» изготавливает предприятие «Елховлес».
Из экологически чистых деревянных деталей можно построить, к примеру, дом или замок. Но этим функционал конструктора далеко не ограничивается. Он сделан из блоков таким образом, чтобы максимально дать волю фантазии. Дети сами чертят схемы, решают, что и как строить. Это дает им возможность чувствовать себя строителями и инженерами.
«Мы очень рады, что стали участниками этого проекта, — отмечает педагог Зиля КИТАПОВА. - Во время игры у детей развивается воображение, творческое мышление. Они учатся взаимодействовать друг с другом, работать вместе, чтобы построить одну большую конструкцию».
ВАРИАТИВНАЯ СРЕДА.
«Татнефть» приобретает для детских садов физкультурные комплексы, методические пособия, книги. Однако современное образование — это не только новые здания, хорошее оснащение и красивые игрушки. Это пространство для творчества и свободы мысли, подчеркивают специалисты. Здесь дети развиваются и учатся быть самостоятельными.
«Среда должна быть вариативной и многофункциональной, - считает заведующая детсадом № 30 «Колокольчик» (Лениногорск) Залия ШАЙДУЛЛИНА. - Для этого ее нужно постоянно менять, что мы и делаем благодаря нефтяникам. Мы даем возможность развиваться, конечно же, не без помощи креативных и заинтересованных педагогов».
Детские сады должны развивать у детей способность мыслить нестандартно и смело. Для этого необходимо обучать не только ребят, но и воспитателей. В этом направлении с помощью «Татнефти» проводятся различные образовательные программы. Так, в 2022 году новыми проектами охватили 21 детский сад.
Один из таких проектов - «Татнефть и детство. Диалог с будущим» - реализуется совместно со специалистами Московского городского педагогического университета. Образовательная среда детских садов приводится в соответствие с лучшими мировыми стандартами, заявляют в «Татнефти». В программе участвует более 100 дошкольных учреждений республики. Около 500 педагогов уже прошли обучающие семинары.
Главная идея проекта - свобода выбора. В детском саду ребенок проводит большую часть дня. Поэтому важно, чтобы он не просто играл или читал. Важно, чтобы он мог выбирать, как ему с пользой проводить время. Это можно сделать, создав максимально комфортную среду.
Сейчас группы разделяют на многофункциональные образовательные пространства. Дошкольники сами определяют занятие по интересу вне обязательных занятий. Для них всегда доступны краски, игры, спортивный и образовательный инвентарь.
ТЕМЫ ВЫБИРАЮТ ДЕТИ.
«Уникальность проекту придает оснащение детских учреждений современными средами, конструкторами и пособиями, - поясняет он. – Это позволяет проявлять и поддерживать детскую инициативу, развивать воображение, социальные навыки и важнейшие игровые умения. В детсадах проекта дети много строят, привыкая к продуктивной совместной деятельности. Ежедневно они получают признание своих способностей со стороны не только взрослых, но и ровесников».
Малыши уже учатся читать и считать с помощью методик «Аквариум» и «Числовой бочонок». Плахотников отмечает, что дети научились принимать нестандартные решения всего за год.
«Мы создаем проекты, темы для которых выбирают сами дети, – объясняет учитель-дефектолог елабужского детского сада № 26 Мария ИШКИНА. - Они учатся работать и самостоятельно, и в команде». По ее словам, они проявляют инициативу, высказывают мнение, учатся быть лидерами и продуктивно взаимодействовать друг с другом.
Подрастающее поколение само выбирает направление своего развития по интересам – будь то математический центр, центр развития речи или центр конструирования. Для воспитанников этого детского сада участие в программе очень важно, отмечает Ишкина. Дело в том, что в нем есть коррекционные группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с этими направлениями создается образовательное сообщество педагогов, родителей и детей. Главным в нем являются ценности устойчивого развития (ЦУР), бережного отношения к природе и друг к другу. Воспитатели проходят обучение по 13 программам – от пространственного моделирования и развития речи до эстетического и физического развития детей.
Прим. ИА «Девон»: Поддержка образовательных проектов является одним из стратегических направлений «Татнефти» для достижения Целей устойчивого развития (ЦУР). Они провозглашены в рамках Глобального договора ООН, членом которого нефтекомпания стала в 2019 году.
Кроме того, в 2022 году для «Лиги детских лагерей» была запущена комплексная программа детских заездов. Они включают специальные проекты по популяризации ЦУР. Проектом охвачен 21 детсад на юго-востоке республики, более 1300 сотрудников дошкольных учреждений, порядка 2600 дошкольников и их семей.
В Лигу входят детские оздоровительные лагеря «Татнефти» в Альметьевске, Нурлате, Заинске, Бавлах, Елабуге, Лениногорске и Нижнекамске.
Всё это даст синергетический эффект через несколько лет, подчеркивают кураторы «Диалога с будущим». От состояния образования зависит, какой будет страна. В этом мнении едины и нефтяники, и педагоги, и родители.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефть, Образование, Социалка, Альметьевск, Татарстан, Наиль Маганов