Экологи назвали правовые пробелы по разливам нефти
«Российское экологическое движение» в связи с катастрофой нефтетанкеров в Керченском проливе предложило ряд законодательных и организационных мер на будущее.
(
14 января 2025 20:24 , ИА "Девон" )
В частности, предлагается обязать морских перевозчиков нефтепродуктов возить с собой боны и сорбенты. По мнению РЭД, это поможет минимизировать последствия при разливах. Об этом говорится в письме президенту России, сообщает «Российская газета».
Организация предлагает создать центр восстановления популяций животных на базе Минприроды РФ. В регионах же можно организовать запас спецзащиты для волонтеров, говорится в обращении. В РЭД также просят главу государства разрешить автоматически вводить режим ЧС при авариях на водных объектах федерального значения.
Экологи напоминают, что в результате
декабрьской аварии в воды Черного моря попало около 2,4 тыс. тонн нефтепродуктов. Их начало выносить на побережье. Введен федеральный режим ЧС. По данным Минприроды, сейчас уборкой побережья занимается более 7 тыс. человек. Мазут можно встретить на 63 км пляжа.
С берега уже вывезли более 102 тыс. тонн загрязненного мазутом песка и грунта. Из них почти треть отправлено на утилизацию, отметили в министерстве.
Крушение показало, что в системе предупреждения аварий и реакции на чрезвычайную ситуацию есть недочеты и недоработки, заявляет «Российское экологическое движение».
Поэтому организация предлагает обязать суда, которые перевозят более 500 тонн нефтепродуктов, иметь автоматически разворачивающиеся боновые заграждения. А запас сорбентов должен обеспечивать хотя бы частичную локализацию и минимизацию разливов даже в случае затопления судна.
Эти меры в некоторых случаях способны локализовать распространение мазута, считает член комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир ЛИФАНТЬЕВ. "Но перекладывание ответственности за ликвидацию ЧС на команду может привести к жертвам среди людей", - полагает он.
РЭД предлагает автоматически вводить режим ЧС федерального уровня, если авария произошла на водных ресурсах федерального значения и загрязнение может превысить 100 тонн.
Опыт Анапы показал, что тысячи волонтеров готовы принимать участие в спасении людей и животных и ликвидации последствий. Поэтому предлагается организовать региональные центры по подготовке волонтеров для спасения и защиты природных объектов.
После ликвидации последствий ЧС можно было бы формировать программы восстановления окружающей среды за счет средств виновника аварии.
Для этого в рамках Минприроды необходимо создать центр реабилитации популяций и направить туда часть страховых выплат от аварий.
При подобных разливах вред для отдельных живых организмов может быть сильным, отмечает член президиума по экологической безопасности судебно-экспертной палаты РФ Анастасия ЛИГАЙ. Но для популяций характерна более высокая устойчивость.
С течением времени в результате работы естественных процессов восстановления вред нейтрализуется. Биологическая система возвращается к нормальной жизнедеятельности, добавила она. Процессу восстановления помогает правильно организованный сбор нефти.
«В основном даже после обширных нефтяных разливов можно предполагать, что загрязненные места обитания организмов и морская жизнь восстановятся в течение нескольких сезонных циклов", - считает Лигай.
Сейчас, по сообщению местных властей, не обнаружено новых очагов крупных пятен мазута в прибрежной зоне Крыма. Фиксируются лишь выбросы небольших фракций по всей береговой линии.
А с пляжей Анапы вывоз загрязненного мазутом грунта уже завершается. На многих участках специалисты и волонтеры перешли к просеиванию песка для отделения его от застывших капель мазута. Очистка началась и на восточной части Бердянской косы в Запорожье.
Справка Информагентства «Девон»:
15 декабря 2024 года танкеры "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" потерпели крушение в Керченском проливе из-за шторма. Танкеры перевозили около 9,2 тыс. тонн мазута.
Из-за сильного волнения в корпусе «Волгонефти-212» образовалась пробоина. Далее судно разломилось напополам и затонуло. При этом из 13 человек экипажа погиб один матрос.
«Волгонефть-239» получила такие же повреждения, но всех членов экипажа удалось спасти. Корму танкера выбросило на мель возле мыса Панагия в Тамани. Из него до сих пор вытекает мазут.
Танкеры данного типа («река-море») предназначены для эксплуатации на реках, водохранилищах и прибрежных морских районах. Они не были рассчитаны на плавание в семибалльный шторм.
«Волгонефть-212» принадлежат пермской компании «Кама шиппинг», а другое судно - московской «Волгатранснефти». Они были приписаны к портам Астрахани и Санкт-Петербурга.
Эксперты уже называют данную экологическую катастрофу одной из самых серьезных за всю историю современной России. Они также заявляли о запоздалой реакции местных властей. В первые дни разлива основную часть работ по ликвидации последствий бедствия взяли на себя волонтеры. Они до сих пор спасают птиц и очищают берега от грязи.
Ситуация осложняется тем, что данный сорт мазута частично оседает на дне. И при сильном волнении и потеплении моря он снова выходит на поверхность. До этого в мире не было разливов такого нефтепродукта. Поэтому не отработаны и технологии по его сбору и утилизации.
Ранее Информ-Девон сообщал, что в феврале 2024 года разлив нефтепродуктов произошел в районе восточного пирса Новороссийского морского торгового порта (ПАО «НМТП»). Источником загрязнения стало ошвартованное у причала иностранное судно под флагом Панамы.
В ноябре суд взыскал с иностранной фирмы более 43 млн рублей за ущерб, нанесенный Черному морю в результате разлива нефтепродуктов.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Танкер, Экология, вода, Минприроды, Мазут, Транспорт